Введение. По объему Введение составляет небольшую часть ВКР, но по смыслу – это едва ли не самая важная часть: в ней содержатся почти все основные признаки

По объему Введение составляет небольшую часть ВКР, но по смыслу – это едва ли не самая важная часть: в ней содержатся почти все основные признаки, квалифицирующие работу.

Во Введении предлагается обоснование выбора темы (постановка проблемы), указывается объект и предмет изучения, определяется актуальность и новизна проблемы, предварительно оценивается теоретическая и практическая значимость, дается краткий или полный обзор литературы (историографическая справка). На этой основе формулируется цель и выдвигаются задачи. Затем предлагается характеристика основных и второстепенных источников, комментируются объем и пути анализа фактического материала. Тщательно обосновывается выбор методов исследования и устанавливаются заранее принципы, способы описания фактического материала. Дается также интерпретация основных рабочих терминов, наиболее активно употребляемых в работе, объясняется структура ВКР.

Обоснование темы (постановка проблемы) состоит из описания проблемы и ее актуальности. Проблема – это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в дипломном исследовании. Обычно указывается на наличие ряда нерешенных проблем, из которых выделяется одна и объясняется, почему рассматривается именно она.

Актуальность – указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.

Смысл постановки проблемы: убедить читателя в том, что работа имеет право на существование, доказать, что проблема реально существует, а не является плодом фантазии; показать, что есть необходимость, всеобщая заинтересованность в ее решении; доказать читателю, что результаты работы будут полезны (в теоретическом и практическом смыслах), что они стоят того, чтобы писать ради них исследование, тратить время и силы. Существует несколько способов обоснования темы:

· адресовать читателя к жизненным явлениям, к реальным фактам в журналистике, сослаться на публикации в прессе;

· сослаться на научные исследования, в которых обсуждалась выбранная проблема. В данном случае постановка вопроса может совместиться с обзором источников;

· привести социологические статистические данные (например, результаты опроса по данной проблеме) как доказательство наличия проблемы, что поможет понять ее составляющие и способствует решению.

Объект – сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики, раздел науки, к которым обращается автор. Объект указывается для того, чтобы читатель мог быстро сориентироваться в дипломном исследовании. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет собственно сфокусирован взгляд исследователя. Объект исследования – крупная, относительно самостоятельная часть области исследования, в которой находится предмет исследования. В одном и том же объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет является более узким понятием. Предмет обозначает тот или иной аспект объекта. Предмет исследования – конкретная часть объекта, которая собственно исследуется.

В рамках проводимого исследования бывает невозможно рассмотреть все стороны объекта, поэтому разумное ограничение предмета устраняет необходимость вести чрезмерно расширенное исследование, пренебрегать реальными условиями исследовательской деятельности.

Гипотеза (в переводе с греческого означает «основание», «предположение») есть предположительное суждение о связи явлений. Гипотеза, обнаруживая переход от старого знания к новому, вступает в противоречие с имеющимися привычными представлениями. Гипотеза является важнейшей характеристикой научного исследования. При выдвижении гипотезы студент должен достаточно хорошо ориентироваться в исследуемом объекте. Он должен представлять, в чем суть проблемы. Гипотеза есть предположительное знание, теория, не получившая еще своего подтверждения. Содержание гипотезы связано с проблемой исследования, оно восполняет недостающее для решения проблемы достоверное знание выдвинутым предположением. Гипотеза является проектом решения проблемы проводимого научного исследования. В исследовании гипотеза выступает допущением, которое может быть подтверждено или опровергнуто.

Цель – то, чего автор намерен достичь в своей работе. Цель исследования олицетворяет результаты исследования, вытекает из проблемы исследования. Представление о том, как достигается цель, выражается в виде конкретных задач. При определении цели следует избегать расплывчатых формулировок, т. е. в формулировании цели должно содержаться то, что можно себе реально представить.

Задачи – то, что необходимо сделать в работе, чтобы достичь цели; средства, пути, которыми она достигается. Обычно задачи формулируются способами, через которые осуществляется рассмотрение проблемы. Задачи исследования определяют промежуточные его результаты. Они конкретизируют те положения, которые составляют содержание выдвигаемой в исследовании гипотезы.

Фактологическая база – факты, явления или феномены, на анализ которых будет опираться работа; конкретный материал описания (публикации в прессе, радио-, телепрограммы и т. д.). Если, например, предметом внимания является газета, то необходимо знать все данные этого издания (редактор, тираж, годы существования, издательство, периодичность и т. д.).

Теоретическая база – основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки студенту. Здесь же указываются используемые методы: описательный, историко-генетический, историко-сравни­тель­ный, типологический, сравнительно-типологичес­кий, историко-функциональный, биографический, культурологический (историко-культурный), социологический, психоаналитический, структуралистский, феноменологический, деконструктивистский, герменевтический или какие-либо другие.

Новизна – то новое, что вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, а также метод (подход) исследования. Новизна может проявляться в методиках и методических приемах, условиях их реализации и требует доказательства автором работы.

Практическая значимость – прикладное значение работы. Практическая значимость определяет результаты, которые позволяют повысить эффективность практической деятельности – повысить качество образования.

В отдельных случаях подготовка ВКР может осуществляться без практических разработок исследуемой проблемы (эксперимента). Однако практическая часть в исследовании желательна, так как она свидетельствует о целостности и системности профессиональной подготовки.

Порядок всех составляющих Введения можно свободно варьировать, исходя из логики рассуждения, которая может быть разной. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна): «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость): «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы). Примерный образец Введения содержится в Приложении 7.

Для осмысления положений Введения ВКР рекомендуем рассмотреть содержание авторефератов на соискание ученой степени кандидата наук по темам, близким к теме ВКР. Объем Введения – 3–5 страниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: