Учебное пособие |
Таганрог 2003
ББК 65.050.9(2)2 Я 73
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера.
Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 «Менеджмент», может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении.
Табл. 40. Ил. 62. Библиогр.: 34 назв.
Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Рецензенты:
1. Центр конверсии и маркетинга Таганрогского научно-исследовательского института.
|
|
2. В. М. Белоусов, доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного университета.
Ó Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003 Ó Гольдштейн Г. Я., 2003 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
,
Часть 1 ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 8
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 9
1.1. Предмет курса 10
1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы 11
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка 12
1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера 14
1.5. Менеджмент: наука или искусство 16
2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА 17
2.1. Сущность менеджмента 18
2.2. Основное содержание общих целей и ограничений 19
2.3. Миссия организации: сущность, содержание 21
2.4. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 22
2.5. Этика и культура фирмы 23
2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров 24
2.7. Иерархия управления 25
2.8. Профессионалы советуют 26
2.9. Контрольные вопросы по разделу 2 30
3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 32
3.1. Понятие и классификация функций управления 33
3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 35
3.3. Контрольные вопросы по разделу 3 36
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 37
4.1. Понятие организации и организационной структуры 38
4.2. Типы организационных структур управления 39
4.3. Сравнение структур управления 42
4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 44
4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией 45
4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой 47
|
|
4.7. Профессионалы советуют 52
4.8. Контрольные вопросы по разделу 4 54
5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 56
5.1. Экономические методы управления 57
5.2. Организационно-распорядительные методы управления 57
5.3. Социально-психологические методы управления 58
5.4. Мотивация исполнителя 58
5.5. Профессионалы советуют 60
5.6. Контрольные вопросы по разделу 5 61
6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 63
6.1. Содержание процесса управления 64
6.2. Место решения в процессе управления 64
6.3. Структура и процесс принятия решения 65
6.4. Распределение полномочий на принятие решений 68
6.5. Риск при принятии решений 70
6.6. Математический инструментарий принятия решения 71
6.7. Профессионалы советуют 75
6.8. Контрольные вопросы по разделу 6 80
7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 81
7.1. Понятие и значение информации и коммуникации 82
7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем 82
7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 83
7.4. Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе 87
7.5. Профессионалы советуют 88
8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 93
8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте 94
8.2. Обзор техники и видов планирования 95
8.3. Система прогнозов и планов фирмы 96
8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 97
8.5. Экстраполяционное прогнозирование 98
8.6. Роль нормативов в планировании 100
8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 101
8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 104
8.9. Профессионалы советуют 110
8.10. Контрольные вопросы по разделу 8 111
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 113
9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы 114
9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 115
9.3. Роль ответственности в процессе управления 116
9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 117
9.5. Контрольные вопросы и задания по разделу 9 119
10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 123
10.1. Понятие и виды контроля 124
10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля 124
10.3. Типы систем контроля 126
10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле 128
10.5. Понятие и задачи учета на предприятии 130
10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 130
10.7. Профессионалы советуют 132
10.8. Контрольные вопросы по разделу 10 139
11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 141
11.1. Содержание работы руководителя 142
11.2. Стиль управления 143
11.3. Эффективность стиля управления 145
11.4. Профессионалы советуют 148
11.5. Контрольные вопросы по разделу 11 156
Часть II УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ КАК СУБЪЕКТОМ РЫНКА 158
12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 159
12.1. Основные тенденции развития мирового рынка 160
12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы 161
12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 162
12.4. Контрольные вопросы по разделу 12 164
13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ 166
13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) 167
13.2. Жизненный цикл товара 167
13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ 168
13.4. Оценка привлекательности СЗХ 170
13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) 171
13.6. Матрица фирмы «Дженерал электрик» 174
13.7. Контрольные вопросы по разделу 13 176
14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ 179
14.1. Балансировка набора СЗХ 180
14.2. Стратегическая гибкость фирмы 181
14.3. Оценка синергизма набора СЗХ 182
14.4. Комплексная оценка набора СЗХ 183
|
|
14.4. Контрольные вопросы по разделу 14 183
15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 185
15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов 186
15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 186
15.3. Оценка КСФ в области НИОКР 188
15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех 189
15.5. Современный стратегический инновационный менеджмент 190
15.6. Контрольные вопросы по разделу 15 192
16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА 194
16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 195
16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 198
16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях 198
16.4. Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса 200
16.5. Профессионалы советуют 202
16.6. Контрольные вопросы по разделу 16 203
17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 204
17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 205
17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 205
17.3. Анализ структуры управления фирмы 208
17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 210
17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления 211
17.6. Контрольные вопросы по разделу 17 218
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 220
18.1. Роль фирмы в современном обществе 221
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 222
18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 224
18.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование 227
ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (И НЕ ТОЛЬКО…) 231
ОБЩЕУЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 237
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 238
ПРИЛОЖЕНИЕ: В.М. Белоусов ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 239
I keep six honest serving men (They taught me all I knew); Their name are What and Why and When, And How and Where and Who. R. Kipling Есть у меня шесть верных слуг, Они всему меня учили; Их имена: Что, Где, Когда, И Как, и Кто, и Почему. A student of business with tact Absorbed many answers he lacked. But acquiring a job He said with a sob: "How does one fit answer to fact?" Gragg C.J. "Becaus Wisdom Can't Be Told" in "Case Method at the Harvard Business School". N.Y.: McGraw-Hill, 1954, p.11. Business student со тщанием Поглощает вопросов множество, Но в начале работы конкретной Вопрошает с рыданием: "Как сделать, чтобы Хотя бы один вопрос Соответствовал факту реальному?" |
Часть 1
ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
|
|