Система органов обеспечения деятельности судов и их полномочия


Историческая справка. Функция обеспечения деятельности судов в России в разные периоды характеризовалась и как организационное руководство, и как организационное управление, и как организационное обеспечение судебной деятельностью. Это определяло сущность и содержание самой деятельности, а также органы, её осуществляющие.

В советский период суды находились в прямом подчинении органов юстиции, которые создавали и ликвидировали судебные учреждения, издавали предписания, регулирующие все стороны организации работы по осуществлению правосудия, и проверяли деятельность судов.

После принятия Конституции СССР 1936 г., которая декларировала принцип независимости судей, органы юстиции по-прежнему наделялись полномочиями по руководству судами, ревизовали деятельность судов и давали им указания по вопросам применения закона.

С 1971 по 1998 гг. организационное обеспечение деятельности судов осуществляло Министерство юстиции и его органы в краях, областях и республиках. В их полномочия входило кадровое и материально-техническое обеспечение судебной деятельности, обобщение судебной практики, ведение судебной статистики, контроль за соблюдением судами процессуальных сроков, вынесением частных определений, подготовкой к судебным заседаниям и т.д. На коллегиях Министерства юстиции обсуждались вопросы применения судами законодательства, в том числе и практика назначения наказаний.

Все это позволяло исполнительной власти оказывать воздействие на различные аспекты судебной деятельности, в том числе и непосредственно на осуществление беспристрастного и независимого правосудия.


Основы современного организационного обеспечения деятельности судов заложены в Конституции РФ, которая провозгласила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными. Реализуя эти конституционные положения, в процессе осуществления Концепции судебной реформы, из подведомственности органов юстиции изъяты вопросы кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов и переданы самой судебной власти.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ (ст. 111 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется Председателем и аппаратом Верховного Суда РФ.

Сметы расходов в пределах средств федерального бюджета, выделенные на его содержание, определяется Верховным Судом РФ самостоятельно.

Безопасность деятельности Верховного Суда РФ обеспечивается соответствующими государственными службами. Так, для обеспечения установленного порядка деятельности Верховного Суда РФ действует Служба судебных приставов, полномочия которой установлены федеральным законом «О судебных приставах».

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов до 6 августа 2014 г. осуществлял Высший Арбитражных Суд РФ, который через соответствующие подразделения и с помощью аппаратов арбитражных судов производил подбор и подготовку кандидатов в судьи, организовывал работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществлял финансирование и контроль расходов финансовых средств арбитражными судами. Вопросы материально-технического снабжения и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата этих судов ВАС РФ осуществлял во взаимодействии с органами исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Однако в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ,[61] организационное обеспечение деятельности арбитражных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.[62]

Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей осуществляет с января 1998 г. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.[63]

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных, городских, межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Судебный департамент не входит в структуру Верховного Суда РФ. Это самостоятельное ведомство, действующее на правах федерального министерства. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ образуют центральный аппарат, управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения.

Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

В своей деятельности Судебный департамент и его органы руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, а так же решениями органов судебного сообщества, принятыми ими в пределах их полномочий.

Судебный департамент и его органы призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, укреплению авторитета судебной власти. При этом он не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ст. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»):

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Для осуществления своих функций Судебный департамент вправе: запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент при Верховном Суде возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. Полномочия Генерального директора Судебного департамента закреплены в ст. 5, 7, 8, 10 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ и перечень его подразделений утверждается решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ (схема 15). По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принимать решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

В Судебном департаменте при Верховном Суде РФ образуется коллегия Судебного департамента в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в её состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ.[64]

Схема 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: