Программа социологического исследования

Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования. По сущности они представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит определенный набор элементов, присущих научной деятельности (рис.2). Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.

Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.д. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата –нового знания об исследуемом объекте.

Рис. 2. Структура прикладного социологического исследования

Таким образом, проведение конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?

Программа социологического исследования –это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Программа должна отвечать на вопросы: 1) что надо делать? 2)каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное? 3) как выполнить задуманное?

Программа конкретного социологического исследования выполняет три основные функции.

1. Теоретико-методологическая функция – постановка научной проблемы и фомулировка основных принципов ее решения.

2. Методическая функция – определение способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

3. Организационная функция – планирование деятельности исследовательского коллектива с установлением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Структура программы определяется ее функциональными задачами, поэтому ее первая часть является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема в форме вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп населения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить активность этого поведения, учитывая, что оно формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений.

В процессе выяснения проблемы исследования социологу необходимо: 1)осмыслить проблемную ситуацию и 2)сформулировать проблему. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема не одно и то же. Рассматриваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой крупномасштабную проблему для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут существовать несколько проблемных ситуаций, например: как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, каким образом повысить их активность – снижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизнеса или чем-либо другим? Каждая из названных проблемных ситуаций может составить относительно самостоятельный объект специального социологического исследования.

Итак, проблемная ситуация –это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно воспринимаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, – это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, сформулированный в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.

Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения – кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем: выделения объекта и предмета исследования; определения целей и задач исследования; формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения исследуемой проблемы.

Проблема подлежит решению только в том случае, если она распознана в определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект –это совокупность явлений, процессов или некоторая сфера социальной действительности, выступающая в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. Исходя из существа выделенной проблемы, следует сформулировать начальные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования – это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкая постановка цели исследования позволяет выявить направления решения данной проблемы, определить объем работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения ожидаемого результата. Это дает возможность четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя, права и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, определяющего форму представления результатов исследования.

Четкая постановка цели исследования позволяет четко сформулировать его задачи – как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует конкретный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет:

1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п., математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и рекомендаций);

2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;

3) подводить полученный различным путем материал (данные статистики, контент-анализы документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.) к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования, их предоставление заказчику.

Все это обусловливает необходимость применения определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического поведения различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловое содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).

Параллельно с уточнением понятий осуществляется предварительный анализ объекта исследования, т.е. сжато систематизируются имеющиеся литературные и практические сведения в данной предметной области и применительно к изучаемому объекту. В этой же части программы должно быть определено отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике либо показано, что намечаемое исследование не имеет аналогов.

Заключительная операция при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования выдвижения гипотез. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами; содержащееся в ней знание носит вероятностный характер, поэтому гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута в процессе последующего эмпирического исследования.

Таким образом, гипотеза представляет собой предварительный, нуждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдвинутой проблемы. Выработанные до проведения эмпирического исследования гипотезы в социологии называют рабочими. В современной социологической теории разработана система предпосылок и требований к построению рабочих гипотез.

Во-первых, гипотеза должна соответствовать принципам научного познания – объективности, научности, верификации и др., что позволяет отсеять ненаучные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

Во-вторых, гипотеза должна быть теоретически достаточно надежна, т.е. обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже доказана, и не противоречить фактам науки. Бывают случаи, когда гипотеза противоречит ряду теоретических положений, но она допустима, если опирается на значительно более широкий круг фактов, чем те, которые объясняет теория.

В-третьих, гипотеза не должна противоречить точно установленным и проверенным фактам, если же встречается хотя бы один факт, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована таким образом, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.

В-четвертых, гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки. Поэтому в процессе формирования гипотетических суждений необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы полученные в последующем социологические данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез. В противном случае гипотеза останется лишь предположением или допущением, выражающим чисто субъективное мнение.

В-пятых, рабочая гипотеза должна быть адекватной исследуемой проблеме, т.е. быть согласованной с целью, задачами и особенностями объекта исследования.

Процесс формулирования гипотез – одна из сложнейших процедур социологического исследования. Практика проведения различных прикладных социологических исследований убеждает, что в ходе формулирования гипотез важно четко представлять: а) насколько разработаны теоретические положения о той социальной сфере или о том явлении (процессе), которые исследуются; б) уровень теоретической и профессионально-прикладной подготовки коллектива, проводящего исследование; в) степень сложности исследуемой проблемы. Одно дело – исследовать проблему активизации экономического поведения различных групп населения, и совсем другое – определить факторы динамики заработной платы. Первая проблема гораздо масштабнее и сложнее второй, и это необходимо учитывать при формулировке рабочих гипотез.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза –это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Первыенесут в себе предположения широкой общности, вторые – это предположения менее широкой общности.

Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второй, методико-процедурной части исследовательской программы. Она включает в себя:

1) выработку общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это может быть монографическое исследование,ориентированное на изучение социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

В зависимости от масштабности и сложности решаемых задач в методически-процедурной части программы может быть предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и имеет своей целью проверить и оценить качество проведенной операционализации основных понятий, уточнить применяемый инструментарий, скорректировать в случае необходимости границы намеченной для основного исследования выборочной совокупности.

Основное исследование ориентировано на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах и явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.

В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика – система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия изучения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.

Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.), разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования. С помощью инструментария обеспечивается сбор эмпирических социологических данных.

В методико-процедурной части программы определяются также основные этапы исследования, содержание и предполагаемые результаты действий социологов на каждом из этапов. Здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.

Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени, поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты. От качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: