Фрагмент из работы Мартина Хайдеггера «Гераклит»

«Мыслить сущее с точки зрения «идеи», с точки зрения сверхчувственного – отличительная особенность того мышления, которое получает имя «метафизики». <…>

О том, сколь решительно при зарождении метафизики (и тем самым тут же полагая мерило для всей мерополагающей будущей метафизики) «логос» – уже описанным нами способом – суживается до называния и высказывания, свидетельствует обстоятельство, которое мы до сих пор как следует не продумали, но которому даже сегодня подвластны так сильно, как будто это нечто совершенно естественное. Это обстоятельство заключается в том, что определения сущего, в которых оно показывает себя согласно своему максимально общему виду, то есть основные черты бытия сущего называются «категориями». Греческое слово κατηγορία означает «высказывание» и более того: по своему корню и составу оно гораздо скорее и, по существу, лучше подходит для такого обозначения. κατ-αγορεύειν означает: публично, находясь на рыночной площади, при собрании суда говорить, обращаясь к кому-нибудь, в чем он виновен, причиной какой беды он стал, и говорить так, чтобы это говорение, обращенное к нему, будучи вы-говорением, оглашало обвинение или состав преступления. Κατηγορία – это высказывание в смысле выставляющего, оглашающего, сообщающего выговора. <…>

Начиная с Платона и Аристотеля, то есть с момента возникновения метафизики как основной черты западноевропейского мышления, задачей этого мышления о сущем в целом остается составление и сведение воедино самых общих определений бытия, то есть категорий, в «учении о категориях»».[61]

Вопросы к первой книге из «Никомаховой этики» Аристотеля:

1) Какие парадоксальные выводы разбирает Аристотель, исследуя существующие представления о счастье?

2) Почему ребенка нельзя назвать счастливым?

3) Как Аристотель определяет счастье? Как вы считаете, созвучно ли аристотелевское понимание счастья мироощущению современного человека?

Фрагменты из «Никомаховой этики» Аристотеля




double arrow
Сейчас читают про: