Я часть: Месяцеслов

За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяце­слов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го Сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.

Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: "О знамениях Владычних и Богородичных Праздников и святых", т.е. о праздничных знаках, с которыми мы уже оз­накомились, изучая праздники Святой Православною Церкви.

В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти свя­того дается еще краткое сообщение его жития.

Подробно рассматривая содержание Месяцеслова легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и.т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние, большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом - это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь:. А, В, Г, Д, S, З. Они расположены в порядке, обратном алфа­витному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для того нужно только знать, какому дню в данным году соответствует хотя бы одна буква.

Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Цер­ковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные.

Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мирликийский, т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Ликии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосий Черниговский и т.п.

Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мучени­ки из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называ­ются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся в особо великих страданиях за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, т.е. претерпев­шими страдания.

Преподобными Православная Церковь называет святых, под­визавшихся в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встреча­ющееся в Месяцеслове довольно часто наименование "отец" усваивается настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитером и архиереям (ввиду того, что они получа­ют от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наиме­нование "матери" усваивается настоятельнице монастыря или во­обще преподобной.

Праведными Православная Церковь называет святых, кото­рые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.

После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. Недели о мытаре и фарисее, о блуд­ном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослу­жебных книг.

За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пяти­десятницы, Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны тро­пари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои - это краткое песнопение, которое положено на воск­ресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоя­щем евангельском чтении).

После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим". Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, - на­зываются они мертвенными, т.к. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Сле­дованных Псалтирях малого формата 25-я), в которой содер­жатся "Богородичны отпустительны''. Так называются песнопения, "поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени". Богородичны эти расположен по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, име­ющему черный знак или не имеющему знака.

Святым с красным знаком вместо этих Богородичных при­лагаются Богородичны воскресные.

В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее - кондаки общие святым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: