Классификация налогов. Система налогов и сборов. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

По способу взимания различают прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика, и косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком является потребитель товара.

От субъекта – налогоплательщика выделяют налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий; смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

От сроков уплаты налоги подразделяются на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, и периодично-календарные налоги (декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Налоги, основанные на принципе резиденства, субъект определяет объект налога и на принципе территориальности наоборот и др.

Согласно ст. 12 НК в РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов и сборов:

а) Федеральные налоги и сборы (ст. 13), которые устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории РФ и к таковым:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Налогоплательщики – организации, индивидуальные предприниматели (налоговая база по НДС в течение трех предшествующих календарных месяцев более 2 млн. руб.), лица осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу. Налоговые ставки 0, 10, 18%

2. Акцизы. Это косвенный налог, включаемый в цену товаров определенного перечня. Уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукта. Подакцизными товарами являются: спирт, табак, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо. Налогоплательщики организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Налоговая база определяется по каждому виду подакцизных товаров, в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов.

3. Налог на доходы физических лиц. Прямой налог, построен на резидентском принципе. Уплачивается по единой ставке – 9, 13, 30 (доходы не резидентов), 35% (крупные выигрыши).

4. Единый социальный налог, состоит из трех составляющих: 1. ЕСН делится на платежи: - в федеральный бюджет; - Фонд социального страхования РФ; - фонды обязательного медицинского страхования. 2. Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14%; 3. Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф варьируется от 0,2 до 8,5%. Налогоплательщики – лица, производящие выплаты физическим лицам; индивидуальные предприниматели. Субъекты, перешедшие на специальные налоговые режимы, не являются плательщиками ЕСН. Ставка налога дифференцирована от категории налогоплательщика, максимальная организациями составляет 26%

5. Налог на прибыль организаций. Прямой, личный налог, основанный на принципе резиденства. Налогооблагаемая прибыль определяется не по данным бухгалтерского учета, а по данным налогового учета. Ставки налога для большинства организаций 24%.

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

7. Водный налог.

8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК). Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов.

9. Налог на добычу полезных ископаемых.

10. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (близкие родственники не платят для остальных наследников 13%).

б) региональные налоги (ст. 14)

1. Налог на имущество организаций (на недвижимость). Предельный размер налоговой ставки составляет 2,2%.

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес.

в) местные налоги (ст. 15)

1. Налог на имущество физических лиц

2. Земельный налог

Специальные налоговые режимы – предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случае и порядке, установленных НК и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. К таковым НК относит четыре:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. Упрощенная система налогообложения (единый налог);

3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Кроме того, специальный налоговый режим применяется при налогообложении в особых экономических зонах и налогообложении в закрытых административно – территориальных образований.

Законодательство закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем региональные или местные налоги и сборы не могут устанавливаться на территории России (п. 6 ст. 12).

Порядок исчисления и уплаты основных федеральных и региональных налогов и сборов определен ч. 2 НК РФ, в том числе и специальные налоговые режимы.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

В сферу налогового регулирования включаются отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налогового обязательства. Источником уплаты налога выступает доход лица, который является результатом его экономической деятельности.

Налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные.

Налогообложение является последствием предпринимательской деятельности. Задачей налогового права является не регулирование форм и методов хозяйствования (этим занимается гражданское право), а правильный учет итогов этой деятельности, в результате, которого государство для финансирования расходов в масштабах общества обязывает предпринимателя «делиться» с ним частью добытого в виде налоговых платежей. Обязанность уплатить конкретный налоговый платеж связана, с возникновением установленных налоговым законом обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора. Например, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности влечет уплату лицензионного сбора.

Из общего круга налогоплательщиков выделяют отдельные категории по различным основаниям. Категории налогоплательщиков имеют отличительные особенности в режиме налогообложения. Критериями выделения служат экономические основания, учитывающие имущественное состояние налогоплательщиков, перспективы его развития, особенности ведения бизнеса и так далее.

В отношении налогоплательщиков – физических лиц наиболее значимым является деление на лиц, имеющих статус предпринимателя, и лиц, не имеющих такового. В соответствии со ст. 229 НК индивидуальные предприниматели обязаны всегда подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, тогда как физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, подают декларацию только в определенных законом случаях (ст. 227, 228) и. т.д.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении своих налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, уклонение от исполнения возложенных на гражданина законом обязанностей ни при каких обстоятельствах не должно рассматриваться как основание для его освобождения от налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: