Гражданское общество. Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те

Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, частные формы общения людей и т.д., т.е. все то, что неподконтрольно государству.

В XVIII в. А. Фергюсон (1723—1816) определял «гражданское общество» как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Однако он также использовал «гражданское общество» как политический термин, противопоставляя западный 99

тип государственного управления восточному деспотизму. При этом термин «гражданское общество» имел также экономическую подоплеку, поскольку «цивилизация» противопоставлялась таким обществам, в которых не было частной собственности (варварским государствам).

Фергюсон А. — представитель блестящей плеяды шотландских мыслителей века Просвещения. Его главная книга «Опыт истории гражданского общества» вышла в свет в 1767 г. и быстро получила европейскую известность, вы держав при жизни автора 7 изданий. Еще при жизни автора ее использовали в учебных курсах Московского университета. Произведения Фергюсона казались актуальными не только для европейских социалистов, они пользовались значительной популярностью в России в годы неосуществленных реформ в царствование Александра I. Вольтер при встрече с Фергюсоном сообщил ему о том, что его сочинения входят в учебные курсы российских университетов. Его «Наставления в нравственной философии» были дважды изданы в Санкт-Петербурге и в Москве в 1804 г. В шести частях сочинения Фергюсона трактуются все основные проблемы природы человека и его общественного бытия. Он рассуждает об общих характеристиках человеческой природы и об истории первобытных народов, об истории политики и о последствиях, вытекающих из развития гражданских и коммерческих профессий, об упадке наций, о коррупции и политическом рабстве. Книга Фергюсона поучительна, ибо многие его мысли близки духу нашего времени. Вот несколько размышлений из «Опыта...»: «...Свобода есть право, которое каждый человек должен быть готов отстоять для самого себя; каждый же, кто желает даровать ее другим как некую милость, тем самым в действительности отрицает ее...»; «...Тот, кому на долю выпадает управление инертным или смиренным народом, б дет непрестанно расширять свою власть над ним...»; «...Свобода есть в некотором смысле удел исключительно просвещенной нации...».

В конечном счете в социологии понятие «гражданское общество» появилось благодаря работам Г. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля оно предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общество» чрезвычайно редко встречается сам по себе. Они исходят из более глубокой дихотомии «гражданского общества» (т. е. ансамбля социально-экономических отношений и производительных сил) и государства (т. е. надстроечного проявления классовых отношений внутри гражданского общества). В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории»; таким образом, объяснение политических событий, изменений в праве и раз витии культуры необходимо искать в развитии структуры гражданского общества. Эта марксистская концепция была переосмыслена А. Грамши ( 1891—1937 ), который утверждал, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область гражданского общества, а именно область социальной жизни, которая выступает в качестве области согласия гражданского и индивидуального. Формулировка отношений между экономикой, обществом и государством с точки зрения двух противоположностей — частной и общественной жизни, согласия и принуждения, 100

предложенная Грамши, сыграла чрезвычайно важную роль в развитии современного марксистского анализа идеологии и власти.

Грамши Антонио — основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик марксист. Был арестован фашистами в 1926 г., приговорен фашистским судом (1928 г.) к 20 го дам тюремного заключения, освобожден по амнистии 1934 г. Широко известный труд: «Тюремные тетради». Автор концепций «культурной гегемонии», «молекулярной войны» и др. Научные интересы Грамши чрезвычайно разносторонни. Он занимался вопросами философии, истории, истории литературы, эстетики, политической экономии и социологии. В философии Грамши уделял главное внимание проблемам исторического материализма. Главной целью его исторических исследований была научная разработка проблемы гегемонии пролетариата. С этим тесно связаны исследования Грамши, посвященные эпохе Рисорджименто — периоду борьбы за национальное освобождение и объединение Италии в XIX в. На конкретных исторических примерах он показывает, что союз с крестьянством определяет политический успех той силы, которая осуществляет руководящую роль в этом союзе. Грамши создает цельную марксистскую концепцию Рисорджименто. Он рассматривает Рисорджименто как буржуазную революцию, оставшуюся незавершенной главным образом потому, что в Италии не были осуществлены революционные преобразования в деревне. Сохранение феодальных пережитков, слабость демократического лагеря обусловили внутреннее бессилие так называемого либерального государства, которое особенно отчетливо выявилось после Первой мировой войны (в на чале 20х гг.). Пролетариат, указывает Грамши, должен учесть уроки истории и в качестве гегемона революции повести за собой широкие народные массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: