double arrow

Организация и методы исследования в психологии развития

Успехи психологических исследований в значительной степени развитием методологического аппарата. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах исходя из теоретических положений науки. На основе методологических принципах строится любое психологическое исследование (таблица 1).

Таблица 1

Основные методологические принципы психологии развития

Принцип детерминизма Специфика детерминант психического развития ребенка: 1) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; 2) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом; 3) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.
Принцип единства психики и деятельности Изучать детей в процессе их обучения и воспитания: 1) учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью. 2) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: - в ведущей деятельности, - в зарождающейся деятельности, - в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей
Принцип объективности 1) равенство экспериментальной и контрольной групп, учет социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: - по уровню психического развития, - по содержательной характеристике деятельности, - по обучаемости. 2) психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления); 3) количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты).
Принцип развития Изучать психическое явление в системе трех координат: 1) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.) Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; б) тенденции развития на последующих возрастных ступенях. Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились и в которых намечается развитие

Основные исследовательские методы психологии развития - это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога-психолога могут применяться различные виды наблюдения (таблица 2).

Таблица 2

Виды наблюдения

Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Опосредованное Используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение восспитатетей, учителей, аудио, видеозаписи.
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осрзнанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Невключенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение извне.
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: в дневниках родителей, в дневниках педагогов. Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком, речь ребенка.
Долговременное Наблюдение при изучении психического равития детей в течение нескольких лет. Кратковременное Разные варианты: наблюдение деятельности ребенка в определенное время в течение одного часа; наблюдение для замера интервалов времени, частности, событий.
Каузальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые представляют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. Наблюдение за возбудимым ребенком. Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.
Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов (таблица 3).

Таблица 3

Общая характеристика наблюдения

Симптомы наблюдения 1. Движения, действия, поступки, деятельность. 2. Мимика, жесты, пантомимика. 3. Высказывания, речь, словесные реакции. 4. Вегетативные реакции. 1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленной после предварительного изучения объекта и предмета исследования). 2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления. 3. «Законспирированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношения с ним. 4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их истолкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования, система категорий и оценочных шкал. Магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация. 5. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два наблюдателя и более.Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности). 6. Систематичность проводимых наблюдений.
Достоинства Недостатки
А.Доступность, дешевизна средств. Б. Не искажает естественного протекания психических процессов. В. Богатство собираемых сведений. А. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недопустимы наблюдателю. Б. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. В. Трудность установления причин явления: слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями; много неучиваемых условий; возможность субъективизма. Г. Трудность статистической обработки.
Наблюдение – процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей. Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.
     

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах (таблица 4).

Таблица 4

Особенности эксперимента

Эксперимент
Лабораторный Естественный
С использованием аппаратуры Без использования аппаратуры Психолого-педагогический и другие в зависимости от области психологии
Констатирующий Формирующий
Установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезы) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания
Обучающий Воспитывающий
Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам Формирование тех или иных качеств личности
       

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д.

Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

Наиболее специфичен по отношению к задачам возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов. При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: