Юридическая ответственность. Юридическая ответственность –обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние

Юридическая ответственность обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.

Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

- уголовно-правовые деяния (взятки, вымогательство, мошенничество, кражи, оскорбление в грубой форме и т.д.);

- административные проступки, совершаемые должностными лицами организаций, осуществляющих образовательную деятельность и самими этими организациями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательной организацией, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

- гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

- дисциплинарные проступки (невыполнение требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников, если необходимые документы не представлены в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии, осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные организации либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ); педагог отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Виды юридическойответственности субъектов образовательных правоотношений, совершивших правонарушения:

- уголовно-правовая,

- административная,

- гражданско-правовая,

- дисциплинарная,

- материальная.

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством.






Подборка статей по вашей теме: