Органы управления

Управление образованием - сложноструктурированная, многофункциональная, специально организованная деятельность органов государственной власти совместно с общественными институтами, направленную на повышение эффективности функционирования системы образования страны, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства на конкретном историческом этапе их развития.

Управление в то же время представляет собой и процесс, регулирующий достижение уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, организациями и лицами целей образовательной политики государства и общества в целом. Это процесс включает в себя анализ и оценку сложившейся практики в сфере образования, и постановку целей и задач образовательного управления, и планирование деятельности по реализации поставленных задач, и организацию согласованной между всеми элементами системы образования деятельности и др.

Согласно ст. 89. Закона N 273-ФЗ, управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов (ст. 6 Закона N 273-ФЗ) :

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ РФ, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя данных организаций;

6) утверждение ФГОС, установление ФГТ;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) вузов;

б) федеральных сузов, реализующих образовательные программы в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств РФ при международных организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в п. 7, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в п. 7, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством РФ;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

14) осуществление иных полномочий в сфере образования.

Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются:

- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования - Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки),

- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор),

- Федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации (Министерство культуры РФ, Министерство здравоохранения РФ, МВД, ФСБ и т.д.)

Минобрнауки осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов системы образования.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования (ст. 8 Закона N 273-ФЗ) :

1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов РФ, осуществление функций и полномочий их учредителей;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального, основного, среднего) образования и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного, общего (начального, основного, среднего) образования в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов РФ учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего (начального, основного, среднего) образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов РФ;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

13) иные полномочия.

Органы государственной власти субъектов РФ имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют так же ряд переданных им полномочий РФ в сфере образования (ст. 7 Закона N 273-ФЗ) :

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ (за исключением организаций, указанных выше в п. 7 ч.), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ (за исключением организаций, указанных выше в п. 7);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ (за исключением организаций, указанных выше в п. 7);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в ч. 10 ст. 7 Закона N 273-ФЗ, осуществляется за счет субвенций[1] из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта РФ от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта РФ, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Минобрнауки:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

3) по представлению Рособрнадзора, вносит в Правительство РФ предложения об изъятии полномочий РФ в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

Рособрадзор:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов РФ, а также указанных в п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению;

7) представляет в Минобрнауки ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (далее руководитель субъекта РФ):

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с Минобрнауки;

2) утверждает по согласованию с Росбрнадзором структуру органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством об образовании;

4) обеспечивает предоставление в Рособрнадзор:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

б) необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ, по вопросам переданных полномочий;

в) информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;

5) имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в п. 1 ч. 6 ст. 7 Закона N 273-ФЗ, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам РФ (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции Росфиннадзором, Рособрнадзором, Счетной палатой РФ.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта РФ от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст. 9 Закона N 273-ФЗ) :

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального, основного, среднего) образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий их учредителей;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, общего (начального, основного и среднего) образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) иные полномочия.

В Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами данных субъектов РФ.

Минобрнауки было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента РФ N 314. На сегодняшний день его деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 3.06.2013 № 466 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации". Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

К целям Министерства относятся:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.

Минобрнауки России вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется его решение, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, к деятельности Высшей аттестационной комиссии, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием присваиваемой квалификации, порядок формирования этих перечней;

- перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой квалификации;

- о соответствии отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, указанных в новых перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях;

- перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования;

- порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности;

- положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды;

- порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы учебников, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня;

- порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечень таких организаций;

- типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования;

- порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок;

- перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов;

- порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

- показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения;

- образцы студенческого билета и зачетной книжки;

- порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;

- случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;

- порядок перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

- порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности;

- порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности;

- порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также требования к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которым назначается государственная академическая стипендия;

- порядок назначения государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- порядок выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

- порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года;

- особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);

- примерные формы договоров об образовании;

- порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе);

- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний;

- перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня;

- перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования;

- формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации);

- формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования;

- порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей;

- образцы документов об образовании, документов об образовании и квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложения к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов;

- образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам;

- ФГОС, ФГОС по программам ординатуры (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации), ФГОС по программам ассистентуры-стажировки (по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации), ФГОС по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации);

- порядок формирования сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;

- порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и перечень этих организаций;

- порядок проведения олимпиад школьников (включая установление перечня и уровней олимпиад школьников, в том числе критериев определения уровней указанных олимпиад, образцов дипломов победителей и призеров олимпиад школьников, порядка предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников);

- порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты ее проведения, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

- порядок создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;

- порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;

- порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности (по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю);

- порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, установленной Правительством РФ, а также предъявляемые к ним требования;

- порядок и критерии отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и подготовительных факультетах которых имеют право на обучение иностранные граждане, поступающие в пределах установленной Правительством РФ квоты, по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и перечень указанных образовательных организаций;

- порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации);

- требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке;

- особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации);

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "казачий кадетский корпус";

- форма лицензии на осуществление образовательной деятельности, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам;

- формы заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению;

- квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций);

- формы свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также форма свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему;

- порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами;

- о порядке замещения должностей научно-педагогических работников;

- о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников;

- порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству;

- положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации);

- порядок учета органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей, порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок хранения таких документов, а также порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием указанного государственного банка данных;

- О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела указанной учебной нагрузки;

- порядок и сроки проведения экспертизы ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве;

- форма свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве, и технические требования к такому свидетельству;

- форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования;

- категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы;

- номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве;

- формы документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания;

- состав информации о государственной научной аттестации, предоставляемой научными организациями, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования для включения в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, а также порядок ее предоставления;

- примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства;

- порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования;

- перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

- нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Минобрнауки России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:

· Департамент информационной и региональной политики

· Департамент стратегии, анализа и прогноза

· Департамент государственной политики в сфере высшего образования

· Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

· Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи

· Административный департамент

· Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников

· Международный департамент

· Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки

· Департамент управления программами и конкурсных процедур

· Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

· Департамент государственной политики в сфере общего образования

· Департамент управления сетью подведомственных организаций

· Департамент по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции

· Департамент науки и технологий

· Правовой департамент

В состав департаментов включаются отделы.

В субъектах РФ управление образованием осуществляется соответствующими департаментами, управлениями, коллегиями и т.д. Например, в Алтайском крае это Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи при Администрации Алтайского края, которое возглавляет заместитель губернатора. Оно обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет:

- разработку нормативной правовой базы в области реализации федеральных законов, законов РФ, иных нормативных правовых актов Р Ф, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края в сфере образования и молодежной политики;

- разработку региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, региональных целевых программ в области государственной молодежной политики; дополнительных к федеральным требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников; оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

- развитие системы общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в Алтайском крае, поддержку инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, а также развитие учебно-материальной базы учебных заведений, усиление организационной и методической помощи органам местного самоуправления в установленной сфере деятельности;

- организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики;

- функции распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание краевых государственных учреждений, находящихся в ведении Управления, контроль, совместно с другими уполномоченными органами, за целевым использованием средств краевого бюджета;

- контроль за исполнением краевыми государственными и муниципальными образовательными учреждениями Алтайского края государственного образовательного стандарта в рамках делегированных федеральными органами исполнительной власти полномочий;

- инспектирование в порядке надзора образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления, контроль за соблюдением законодательства в сфере образования, обобщение практики применения законодательства и анализ реализации государственной политики в сфере образования и государственной молодежной политики;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования;

- контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества, закрепленного за государственными учреждениями, находящимися в ведении Управления;

- функции по международному усыновлению (удочерению) детей иностранными гражданами и усыновлению (удочерению) детей гражданами РФ;

- деятельность по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов в части, касающейся установленной сферы деятельности;

2) проводит:

- в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и соглашениями лицензирование, аттестацию и аккредитацию краевых государственных и негосударственных образовательных учреждений, организаций, включающих в свой устав любые виды образовательной деятельности, за исключением высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, находящихся в федеральном подчинении;

- в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для краевых государственных нужд в сфере образования и государственной молодежной политики;

- смотры-конкурсы, заочные и очно-заочные соревнования между детскими, молодежными организациями, образовательными учреждениями, военно-патриотическими, информационными и иными клубами и центрами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

- культурно-воспитательные, социально-экономические, спортивные мероприятия, подготовку на территории Алтайского края всероссийских и международных соревнований, конкурсов, фестивалей и других мероприятий с привлечением молодежи;

3) устанавливает:

- контрольные цифры приема в образовательные учреждения Алтайского края граждан, обучающихся за счет средств краевого бюджета;

- формы и процедуру аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Алтайского края различных типов и видов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) участвует в принятии решения о создании, реорганизации и ликвидации краевых государственных образовательных учреждений;

5) взаимодействует в установленном порядке с органами местного самоуправления в сфере образования;

6) организует:

- разработку и издание учебной литературы, методических и учебных пособий, справочной литературы для обеспечения реализации образовательными учреждениями в Алтайском крае регионального компонента базисного учебного плана, государственных образовательных стандартов;

- проведение научных исследований по актуальным проблемам молодежи, изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в органах местного самоуправления, органах исполнительной власти Алтайского края, структурных подразделениях Администрации края;

- работу по совершенствованию системы воспитания, обучения, коррекции, социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с особыми образовательными потребностями, а также подростков с девиантным поведением;

7) выступает учредителем и утверждает уставы краевых государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления;

8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей краевых государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления, в порядке, установленном законодательством РФ и Алтайского края;

9) координирует деятельность учебно-методических центров, учреждений оздоровления и отдыха, социального обслуживания молодежи, творческих центров и иных краевых государственных учреждений;

10) обеспечивает в установленном порядке:

- проведение мероприятий по гражданской обороне, противопожарной охране, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда в Управлении и их организацию в краевых государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Управления;

- в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- мобилизационную подготовку сотрудников Управления, а также деятельность по мобилизационной подготовке в краевых государственных образовательных учреждениях и организациях, находящихся в ведении Управления;

11) содействует:

- организации детского и молодежного движения, повышению воспитательной роли детских и молодежных организаций в образовательных учреждениях Алтайского края;

организации летнего отдыха детей и подростков, деятельности краевых детских центров и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью;

- деятельности специализированных служб по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, а также других организаций, работа которых направлена на решение проблем молодежи;

12) участвует в проведении международных, межрегиональных и краевых мероприятий (конференций, семинаров, олимпиад, совещаний, выставок, пресс-конференций) по вопросам образования и делам молодежи;

13) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края.

Управление в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Управления вопросам;

- создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. В г. Бийске это Управление образования при Администрации города. В его полномочия входит:

- осуществление федеральной и региональной политики в области дошкольного, общего, дополнительного начального и среднего профессионального образования;

- развитие сети образовательных учреждений города, обеспечение условий для получения качественного образования, независимо от места жительства;

- развитие городской системы оценки качества образования;

- совершенствование системы государственно-общественного управления образовательными процессами;

- переход на новые государственные образовательные стандарты в общеобразовательных учреждениях города. Развитие сети профильных классов на базе ОУ;

- создание дополнительных мест для обеспечения доступности дошкольного образования всем категориям граждан;

- обеспечение реализации мероприятий целевых отраслевых программ;

- создание и обеспечение безопасных условий жизнедеятельности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях города.

В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, вносят предписание об устранении данного нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow