Психика и особенности строения головного мозга

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим дли­тельный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходи­мости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генети­ческой памяти закреплялись многочисленные связи. При эволю­ции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ран­ними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъек­тивное явление.

В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется спо­собность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как "субъективный образ объективного мира". Позже у человека наряду с непосред­ственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и опериро­вание этими понятиями, т.е. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивитель­ного феномена природы. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М.Бехтеревым. В США 90-е гг. объяв­лены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р.Лурия выделил 3 наиболее крупный отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок включает в себя участки, наиболее тесно связанные с древними отделами, обеспечивающими активацию мозга. При его повреждениях, человек проявляет повышенную психическую утомляемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, эмоциональная сфера отличается чрезмерными перепадами.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий в теменных, височных и затылочных отделах. Повреждение этих отделов проявляется в нарушениях ощущений и восприятия: в теменных отделах - кожной и кинестетической чувствительности, в затылочных отделах – зрения, в височных долях – слуха.

Третья обширная зона коры располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении нарушается способность к организации деятельности, речь и понятийное мышление.

Таким образом, выявленные специфические функции отделов мозга соответствуют основным компонентам психической деятельности – активации (мотива), образа и действия.

Существуют функциональные различия между полушариями головного мозга. В левом полушарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, связанной с использованием знаков (слов), анализа, последовательных операций, происходит процесс категоризации и обобщения. В правом полушарии происходит формирование и опознание высокоиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций. Совместная их работа дает всестороннюю, логически упорядоченную и целостную картину мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: