Правовые меры охраны вод

Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:

обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;

поддержания оптимальных условий водопользования;

качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;

защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;

сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Контроль за соблюдением водного законодательства строится на основании действующих нормативных документов как федерального уровня (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ), так и соответствующих субъектов РФ.

Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты:

моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

водотоки — реки, ручьи, каналы;

водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;

болота;

природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

ледники, снежники;

2) подземные водные объекты:

бассейны подземных вод;

водоносные горизонты.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. По общим правилам, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях включен в так называемый государственный водный реестр. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Ст. 11 Водного кодекса РФ установлены два способа предоставления водных объектов в пользование:

1) договорный;

2) административный.

При этом для предоставления водного объекта необходимо только наличие одного юридического факта: договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как:

ведение работ на дне водных объектов и их поверхности;

передвижение судов на воде;

эксплуатация на поверхности воды различных установок;

применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве, радиоактивных, токсичных веществ (материалов);

взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами.

Ст. 65 Водного кодекса РФ установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев в зависимости от их протяженности. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Однако п. 16 ст. 65 Водного кодекса установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями для водоохранных зон запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: