Охрана окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов

статья 48 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства,

хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников

ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных

предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения

немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения

радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей

среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного

загрязнения.

2. Юридические и физические лица, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также радиоактивными

отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

3. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов

из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление,

отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов

и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным

законом.

4. Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих

сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения

и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная

экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего

проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы

общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической

безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных

реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок

ядерных реакторов устанавливается Правительством Российской Федерации исходя

из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны

окружающей среды и экономических интересов Российской Федерации, принимая

во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки

радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить

их возвращение.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ

ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора,

произведенных на территории иностранного государства, осуществляется на основании

положительного заключения специальной комиссии

27. Закон РФ "Об охране окружающей среды" как источник экологического права.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

Одной из них являются нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды».

Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе. Как говорится в преамбуле, этот Закон от 10.01.02г. определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В Законе об охране окружающей среды закреплены основные принципы охраны окружающей среды, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.

См.вопрос №25 и структуру самого ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: