За сто лет существования психоанализа возникла не одна школа и направление. К основным школам принято относить:
· классическая теория Фрейда;
· эго-психология;
· сепф-психология Лакана;
· структурный психоанализ Кохута;
· интерсубъективный подход;
· интерсубъективный психоанализ;
Кроме того, сам психоанализ принято разделять на три основных направления:
1. Теория психоанализа личности – первая и одна из самых значительных идей развития человека в психологии. Рассматривается обычно в рамках классического психоанализа по Фрейду, но может употребляться и для любой его производной. К примеру, в аналитической психологии по Юнгу или индивидуальной психологии по Адлеру.
2. Психоанализ рассматривается и как методы исследования скрытых мотивов деятельности человека, которые проявляются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Именно этот аспект и является основой философии психоанализа Фрейда.
3. Ну и конечно, современный психоанализ рассматривается как метод лечения различных психических расстройств, возникающих из-за конфликтов между желаниями и действительностью.
Фрейдом для целей психоанализа были введены понятия защитных механизмов (замещение, сублимация, отрицание и т.д.), комплексов (Эдипов, Электры, неполноценности, кастрационный), стадий психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная). Также Фрейд разработал топографическую и структурную модель психики. Топографическая модель предполагает наличие сознания и бессознательного отделов, а структурная говорит о наличии трех компонентов – Ид (бессознательное), Эго (сознание) и Суперэго (общество внутри человека).
Несмотря на широкое распространение психоанализа в практических целях, критиков у него тоже находится немало. Многих раздражает высказывание Фрейда о поголовных неврозах, другие не принимают идею бессознательного, управляющего личностью, третьи воспринимают в штыки психосексуальную теорию развития человека. Кратко все претензии к психоанализу Фрейда можно изложить следующим образом – он оправдывает любое действие человека, ссылаясь на инстинкт, отбирая у личности желание работать над собой, дабы избежать негативных стремлений