Исторические образы добра

Если добро имеет объективное значение, составляет важнейшую, определяющую часть нашей жизни, то в чем заключается его положительное содержание? До сих пор мы говорили о нем формально, лишь условно разделив на три оставляющих: качество вещи, поступок и идеал. Но в чем состоит их сущность? Ценности, определяющие добро с точки зрения его содержания, получили в этике название «благо». Далее мы укажем, суммируя сведения из истории этических учений, какие феномены наиболее часто указывались моральной философией как благо.

Наибольшее разнообразие определений по данному вопросу было представлено в античности. В эту эпоху были сформулированы важнейшие толкования добра (блага), которые в Новое время лягут в основу целых систем нравственной философии:

- добро как польза как самому человеку, так и всему обществу. Этого мнения придерживались Семь Мудрецов, софисты, Сократ. В качестве теоретической программы принцип пользы был развит в этике утилитаризма, где ключевому понятию пользы придавалось конкретное толкование;

- добро как добродетель - главная мысль античной этики, проходящая через всю ее историю. В дальнейшем данное понятие входило во многие этические системы, например большое значение ей придавала христианская философия, возрожденческие и просвещенческие моральные доктрины;

- добро как счастье, как идеальное, самодостаточное состояние. Эвдемонистический взгляд также считается отличительной чертой античной этики. Вообще в истории моральной философии встречается минимальное количество учений, не считавших счастье благом и частью общего блага. Но как рационально обоснованные, теоретические системы они доминировали не всегда. Эпохи счастья – это Античность, Возрождение, Просвещение и ряд учений, сложившихся в Х1Х-ХХ вв. Частным случаем счастья как блага является удовольствие, свойственное античному гедонизму и опять же некоторым просвещенческим взглядам. Как правило, когда рассуждения об удовольствии превращались в систему, они суммировались в представление о счастье;

- добро как справедливость, которая в Античности понималась в качестве адекватного воздаяния за поступки, а также правильного распределения благ. Категория справедливости сыграет значительную роль в социальной этике Нового времени и современной философии;

- добро как совершенное внутреннее состояние человека, например бесстрастие (апатия) в мировоззрении стоиков. Эта линия, замыкавшая благо на внутреннюю жизнь личности, противостоящей враждебному окружающему миру, была впоследствии развита несколькими философами, например Спинозой и Ницше.

Христианская нравственная философия и этика Нового времени выдвинули несколько новых трактовок блага:

- добро как блаженство. Как мы отмечали ранее, христианское понимание добра трудно выразить одной фразой. В самом исключительном смысле высшее благо для христианина - это Бог, т.е. сверх-Добро. Но благо земное, доступное человеку, выражено в стремлении укрепить личную, мистическую связь с Богом. Отсюда добро для христианства представляется и как особые религиозные добродетели (вера, надежда, любовь), и как представление о совершенном блаженстве, доступном благодаря подвижнической жизни (святости);

- добро как всеобщее благосостояние - возможно, самый могущественный идеал европейской цивилизации. Здесь благо всего общества трактуется как сумма благ каждого индивида, и, более того, благо индивида не может в полной мере осуществиться без общественного блага. Данное понимание добра включает в себя огромное количество различных ценностей, в разное время считавшихся важнейшим общественным достоянием. Например, права человека, политические свободы, национальные и культурные традиции, правосознание и т.д.;

- добро как добрая воля. Данное понимание стало, бесспорно, самым важным в этике Нового времени. Оно замкнуло благо на правильные поступки человека и придало им значение необходимого условия для получения внешнего блага (счастья). При этом сами правильные поступки должны отличаться особыми чертами, которые можно также трактовать как блага: бескорыстие, свобода решения, самоотречение, разумность, ответственность. Данное понимание добра может быть также названо свободой личности, которая стала важнейшей ценностью для западной цивилизации. На ней делали особый акцент интеллектуальные движения Просвещения, рационализма и либерализма. Наиболее концентрировано указанное понимание блага выразилось в этике И. Канта.

Приведенный выше список философских интерпретаций ключевой для этики категории добра далеко не полный. Можно долго обсуждать их различные оттенки и разновидности, но мы остановились лишь на магистральных линиях, осуществленных ведущими учениями моральной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: