Становление личности в обществе

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена общества. Человек всегда является членом того или иного коллектива - семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны.

Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический "закон рекапитуляции", согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, резюмируя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой "конституционной психологии". Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.)

Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Одним из направлений в разработке психологии личности является "теория поля", предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивидуума управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. д.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле "жизненного пространства ".

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: