Пояснительная записка. (учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

по специальности 040101 -Социальная работа

Миасс

Содержание

I Выписка из государственного образовательного стандарта

II.Учебная программа

2.1. Пояснительная записка

2.2. Содержание программы

2.3. Библиографический список

III. Рабочая программа

3.1. Тематический план курса

3.2. Планы лекционных занятий

3.3. Планы семинарских занятий

IV.Методические материалы

4.1.Темы курсовых работ

4.2. Темы квалификационных работ

4.3. Темы творческих работ

4.4. Основные требования к курсовой работе

4.5. Примерный перечень вопросов к зачету

4.6. Примерный перечень вопросы к экзамену

4.7. Критерии оценивания знаний

4.8. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 040101 – социальная работа

Индексы Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы
   
ОПД.Ф.09 Теория социальной работы. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно - комплексный характер. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к профессиональной подготовленности специалиста ему необходимо знать:

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

· основы социальной медицины;

· основы правового обеспечения социальной работы,

а также изучить опыт:

1) получения и обработки информации о системе социальной работы;

2) проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

3) участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

4) организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть, в частности:

1. основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

2. методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

3. методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

4. основными методами психолого-педагогической деятельности;

5. методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах и др.

Исходя из требований государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики специалиста по социальной работе, основной целью курса «Теория социальной работы» является выработка у студентов знаний, умений и навыков анализа социальных явлений, деятельности государственных структур и общественных формирований по изменению общественных отношений; определять исторические корни и предпосылки, тенденции и перспективы развития социальной работы и ее миссии в преобразовании социальной действительности.

Для реализации данной цели формулируются следующие задачи курса по теории социальной работы:

· определять периоды институциализации социальной работы и основные этапы формирования теоретических представлений о формах и методах оказания социальной помощи;

· оценивать концептуальные подходы к пониманию сущности социальной работы, основных идей ее основоположников и их влияние на последующее развитие социальной теории и практики;

· анализировать и использовать в научной и практической деятельности основополагающие нормы международного права в области социально-экономических прав человека, основы законодательно-нормативной и источниковой базы социальной работы;

· критически оценивать и творчески применять международный опыт социальной работы в условиях российской действительности;

· формировать научно обоснованное, самостоятельное и непредвзятое отношение к интерпретации исторических фактов, в том числе и из исторического прошлого России;

· самостоятельно осуществлять поиск и обработку информационного материала, основных источников и литературы, подготовки рефератов, докладов и сообщений

· уметь использовать полученные при изучении курса по теории социальной работы знания, умения, навыки при подготовке курсовой работы (проекта).

Требования к студентам по уровню освоения содержания курса по теории социальной работы:

· владеть основным понятийным аппаратом в области теории социальной работы: субъект, объект, предмет, функции, принципы, уровни и методы социальной работы;

· понимать генезис и основные этапы институциализации социальной работы;

· выработать системный подход в понимании общественных явлений, основываясь на следующей иерархии:

– социальная безопасность (как концепция по обеспечению жизнедеятельности отдельного индивида, различных социальных групп и категорий населения, так и общества в целом)

– социальное государство (механизм реализации социальной безопасности в социально ориентированной экономике)

– социальная политика (основные направления: государственная семейная политика, государственная молодежная политика и т.д., ресурсы по ее реализации)

– социальная работа (как средство, принципы и методы реализации государственной социальной политики);

· формировать междисциплинарный подход к пониманию общественных явлений (использовать полученные знания по социологии, психологии, социальной психологии, педагогике и другим дисциплинам при прохождении курса по теории социальной работы);

· уметь осуществлять поиск и обработку информации (алфавитный и тематический каталоги в библиотеках, работа с первоисточниками и материалами периодической печати, отсылочным аппаратом, возможности Интернета);

· умение выступать с сообщениями, рефератами и докладами, участвовать в дискуссиях, используя категории и понятия теории социальной работы;

· формировать навыки письменной речи и уметь изложить материал теории социальной работы на уровне курсовой работы;

· оформлять учебный материал в соответствии с существующими требованиями, уметь систематизировать и структурировать теоретический материал.

Формы контроля:

· входной контроль (анкетирование),

· промежуточный (письменная контрольная работа),

· зачет,

· экзамен и курсовая, а также квалификационная работа (проект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: