УДК 338.98:330.1 (-052.63)(06)

Северо-западный государственный медицинский университет

Им. И.И. Мечникова

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М.

«Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике для

Студентов лечебного факультета»

Учебно-методическое пособие

по курсу экономики

Санкт-Петербург


УДК 338.98:330.1 (-052.63)(06)

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 24 с.

Учебно-методическое пособие содержит программу лекций и семинарских занятий по циклу «Экономика», темы докладов по каждой теме и базовую литературу для подготовки студента к семинарским занятиям, а также темы рефератов для углубленной проработки отдельных тем по выбору.

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебное-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия Методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова

протокол № 4 от «4 мая» 2012г.


Экономическая теория изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением необходимых человеку благ. Она исследует поведение и выбор людей с точки зрения отношений между их це­лями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное исполь­зование. Изучение данной дисциплины призвано способствовать формирова­нию современного экономического мышления и навыков рационального экономического поведения – достижения максимального результата при мини­мизации затрат.

В рамках небольшого курса невозможно дать обширный материал по многим актуальным темам и проблемам экономической науки. Важно сосре­доточить внимание на тех вопросах, мимо которых невозможно пройти, не получив хотя бы самых общих на них ответов. От чего зависит благосостоя­ние человека и общества в целом? Каковы достоинства и недостатки рыноч­ного механизма? Что и как должно делать в экономической среде государ­ство? Как формируются затраты при создании товаров и оказании услуг и как образуется прибыль? От чего зависит уровень цен и размер заработной платы, какова природа других доходов? Что такое деньги и инфляция, бюд­жет и налоги? Очевидно, что любой специалист и просто образованный че­ловек не может полноценно участвовать в современной социально-экономи­ческой жизни, не имея по этим и ряду других вопросов основополагающих представлений.

Изучение дисциплины “Экономика” имеет большое значение и для подготовки будущих врачей, других медицинских работников. В современ­ных условиях охрана здоровья населения всё более приобретает черты слож­ного технологического процесса, характеризующегося специфической систе­мой экономических отношений. Сфера здравоохранения вовлекает всё большее количество разнообразных трудовых, материальных, финансовых ресурсов, и проблемы эффективного их использования на всех уровнях ста­новятся все более актуальными.

Изучая основы современной рыночной экономики, студент меди­цинского вуза последовательно переходит к рассмотрению закономерностей функционирования хозяйственного механизма здравоохранения, знакомится с особенностями труда и его оплаты в этой сфере, а также с опытом работы здравоохранения в других странах. При этом студент учится работать с науч­ной, статистической и иной литературой по экономической проблематике, выполняет определённые практические задания. В процессе выступлений на семинарских занятиях отрабатывается умение выражать свои мысли с помо­щью экономических категорий, что способствует развитию мышления и приобретению определённой экономической культуры.

По завершению курса экономики студент должен ориентироваться в типах экономических систем, знать основные экономические институты, по­нимать суть экономических моделей, разделять микро- и макроэкономиче­ские проблемы, различать элементы экономического анализа и экономиче­ской политики. Он должен уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за её пределами, находить и ис­пользовать информацию, необходимую для ориентирования в основных те­кущих проблемах экономики.

Важнейшей составной частью прохождения учебного курса является регулярная самостоятельная работа студентов. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использова­ние учебной литературы по предмету, а также научных публикаций, материа­лов массовой периодиче­ской печати. Это способствует более углу­блённому пониманию и изучению курса, позво­ляет студенту готовить каче­ственные выступления, делать семинары более интересными и содержатель­ными, выводить их за рамки основного лекционного материала. В настоящее время существует великое множество разнообразных учебников, учебных пособий, учеб­но-методических изданий по экономике, однако не все они в равной степени пригодны для студентов медицинского вуза. Так, многие отечественные и зарубежные учебники (учебные пособия) предназначены, главным образом, для студентов экономических спе­циальностей. Они обыч­но велики по объёму и достаточно сложны для самостоятельного прочтения. Другие, рассчитанные на студентов инженерно-технических специально­стей, обычно содержат громоздкий математический аппарат при относитель­но слабом наполне­нии материалом социального содержания. В этой связи кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права университета остановила свой выбор и рекомендует студентам-медикам использование учебных посо­бий как в большей степени для них пригодных (см. литературу к темам).

Наряду с выступлениями по основным вопросам семинарских занятий, каждый студент в течение семестра имеет возможность один раз выступить с докладом по избранной теме в рамках соответствующего семинара (тема­тика докладов приводится далее с привязкой к темам семинарских заня­тий). Для облегчения работы по подготовке докладов, как правило, в списке ли­тературы указываются источники с одноимёнными или схожими названия­ми (научные статьи, разделы и главы монографий, фрагменты научно-популяр­ных изданий и т.д.). Эти источники можно взять за основу будущих докладов, однако желательно при их подготовке использо­вать и дополни­тельный материал: современные статистические и фактиче­ские данные, соб­ственные наблюдения и комментарии. Современная эконо­мическая инфор­мация широко представлена на страницах популярной перио­дики (ежене­дельники “Аргументы и факты”, “Экономика и жизнь”, га­зеты “Коммерсан­тъ”, “Известия”, “Российская газета”, “Комсомольская правда” и др.). По­ощряется самостоятельный подбор журнальных и газетных публикаций в библиотеках. По согласованию с преподавателем, ведущим се­минарские за­нятия, возможно внесение корректив в название и содержание доклада (если, например, найден подходящий интересный новый материал в рамках вы­бранной темы).

Выполнение докладов возможно как в устной, так и в письменной фор­ме. Продолжительность устного доклада 10 минут, форма записи – лю­бая, удобная докладчику. Письменный доклад должен включать все необхо­димые атрибуты: название темы, указание источников, фамилию и группу исполнителя, дату написания. Объём письменного доклада 5-7 машинописных страниц.

Наиболее творческой и серьёзной формой самостоятельной работы в ходе изучения предмета является написание реферата. Подготовка реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной проблемати­ке. Тема реферата должна быть согласована с преподавателем. Реферат, понимаемый как изложение, сопоставление и анализ в письменной форме содержания книг, статей, научных работ, со­здаёт возможность использовать впоследствии приобретённые навыки рабо­ты с литературой, развивает самостоятельность мышления, умение анализи­ровать прочитанное. Реферат (исследование) должен содержать разделы: введение, оглавление, 2-3 главы, заключение, список использованной литературы. Используемая литература должна быть за последние 5 лет. Название работы, глав и других разделов не должны совпадать. Предварительный этап работы – выбор темы, подбор литературы, составление плана, которые согласуются с преподавателем; завершающий этап – написание текста реферата на основе систематизации изученных источников. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов – их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается формирование текста реферата. Из­ложение должно быть цельным, стройным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение.

Особое внимание следует обратить на оформление – все приводимые статистические данные, факты и цитаты должны иметь ссылку на библио­графический источник (не менее пяти сносок). Титульный лист должен содержать название вуза, кафедры, дисциплины, тему реферата, фамилию и группу исполнителя, фами­лию, инициалы, должность и учёную степень руководителя, год и место на­писания. В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно оно начинается словами: “Проделанная работа (проведённое иссле­дование) позволяет сделать следующие выводы...”. И далее в выводах изла­гается своя концепция понимания проблемы. Рекомендуемый объём реферата – 18-20 страниц машинописного тек­ста (кегль 14, строк – 29-30, поля: правое – 10мм., левое – 30мм., верхнее и нижнее – 20мм.).

В конце работы обязательно должен быть указан список использован­ной литературы. Литература должна быть в основном за последние 5 лет и не менее 5-ти источников. Рекомендуется алфавитный или хронологический принцип расположения использованных источников (первый – перечисление источ­ников в алфавитном порядке фамилий авторов, второй – по годам выхода в свет данных материалов). Описание источников должно содержать совокупность библиографических сведений о них, приво­димых по установленным правилам (автор – название книги (статьи) – место издания и издательство – год – количество стран.

Для оценки работы студентов в ходе изучения дисциплины «Экономика» на кафедре используется балльная система. Баллы начисляются следующим образом: работа на лекции – 1 балл, работа на семинаре – 1 балл, выступление на семинаре – от 1 до 4 баллов, тест, контрольная работа – 3-5 баллов, устный доклад – до 6 баллов, письменный доклад – до 5 баллов, реферат – до 9 баллов. Для получения зачета необходимо набрать 6 0 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: