Учение об ощущениях Э. Кондильяка

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощущение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние. Существует следующая схема формирования всех психических способностей через первичность обоняния:

1} Этап первый - возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущение - прошлое и наличное;

2) этап второй - возникает суждение, также основанное на ощущении, так как внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение;

3) этап третий - возникновение потребности на основе сравнения двух ощущений - удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения;

4) далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности;

5) на основе потребности создаются воля и желание;

6) взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.

30. ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО К. ГЕЛЬВЕЦИЮ.

К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения.

1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной.

2. Ощущения являются базой для всех остальных человеческих способностей.

3. Внимание является основой для выполнения любых умственных операций, так как обусловливает сравнение идей.

4. Внимание основано на усилии, которое, в свою очередь, вытекает из интереса человека к чему-либо.

5. Интерес является движущей силой и формирует стремление человека к счастью, которое определяется как физическое удовольствие.

6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Качество и совершенство органов чувств, через которые реализуется врожденная способность к ощущению, не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди имеют одинаковый изначальный уровень способностей к восприятию ощущений.

8. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента.

9. Причиной различий не являются ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия.

10. Субъективно приобретенным феноменом человеческой психики являются страсти, которые и есть движущая сила мышления, и случайные необъективно происходящие внешние воздействия, т. е. случай.

11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. развитию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продул и результат воспитаний и, более того, является сублимацией физического наслаждения.

12. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях разных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: