Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФИЛОСОФИЯ:
СЛОВАРЬ-МИНИМУМ
для студентов специальностей
270301 – Архитектура
Новосибирск 2011
Сергеев С.К. Философия: Словарь-минимум для студентов по специальностям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн». – Новосибирск: НГАХА. – 2011. – 33 с.
Словарь составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» (ГЭС.Ф.10 – базовая дисциплина цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента).
Особенностью словаря является расположение материала не по алфавитному принципу, а в последовательности, соответствующей перечню дидактических единиц (тем) минимума содержания дисциплины «Философия». Дидактическая единица вынесена как заглавие раздела (темы), содержание которого составляет минимум категорий и понятий философии, относящихся к данной теме.
Рекомендовано
кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной
|
|
архитектурно-художественной академии
ã Новосибирская государственная
архитектурно-художественная академия, 2011
ã Сергеев С.К., 2011
Предмет философии
ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – некоторая реальность, действительность, или ее фрагмент, подлежащая изучению.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная реальность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
ФИЛОСОФИЯ– теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.
ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.
МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – метод познания, включающий два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; при этом формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его специфическим содержанием.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. genesis – происхождение, становление, развитие) – способ исследования предметов и явлений, основанный на анализе их происхождения, развития. Генетический метод ориентирует на изучение: 1) начальных условий развития; 2) главных этапов развития; 3) основных тенденций, «линий» развития. В исследованиях генетический метод используется в сочетании с др. методами: структурно-функциональным, системным, сравнительно-историческим и т.д.