В самом широком смысле слова б. Есть всеохватывающая реальность,предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория б. - одна изсамых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой б., или нечто, явл. Ничто. Все конкретные формы б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным б.. Но б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму. Диалектика бытия и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида б. И превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы б. есть результат перехода от одной формы б. в другую. Какие бы формы б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Основные формы бытия: 1) материальное – предметное, природное бытие, объективное бытие.
2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы.
|
|
3) человеческое бытие. Объект– субъектное бытие, оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания.
Категория «материя» в историко-философском процессе.
Можно ли говорить о единстве всего разнообразия мира, есть нечто, что объединяет эти формы бытия?
Поиск ответа на этот вопрос обусловил представление об общей основе всего существующего. Для этого в философии была сформирована категория "субстанция". Субстанция означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений, процессов и событий, через которые и в которых она существует.
Представители различных направлений материалистического монизма отождествляли субстанцию с категорией "материя". Понятие "материя" имеет сложную; длительную историю своего развития.
Сначала философские представления о материи как первооснове и сущность всех вещей отождествлялись с конкретными вещами (земля, вода, воздух, огонь и т.д.) или бесструктурного какой-то першоречовиною (апейрон), некоторыми физическими элементами, атомами с присущими им определенными качествами. Т.е. длительное время поиск материи как субстанции, осуществлялся с позиций принципа элементарности.