ТЕМА: Условный и безусловный рефлексы. Торможение на фоне условных и безусловных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности и темперамента

Основоположник учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделял в поведении животных и человека 2 основные формы – врождённую и приобретённую. Врождённые формы, называемые сложными безусловными рефлексами, осуществляются по жёстко фиксированной наследственной программе и представлены пищевыми, половыми, защитными и ориентировочно-исследовательскими реакциями. Совокупность приспособительных форм поведения, приобретённых в процессе жизни индивида в соответствии с его потребностями и в ответ на их сочетание с определёнными раздражителями, называется условными рефлексами.

Выработка условного рефлекса в эксперименте требует соблюдения ряда условий: наличия определённой биологической потребности и сформировавшейся на её основе мотивации; сочетания условного (индифферентный) и безусловного (биологически значимый) раздражителей, предъявляемых большее или меньшее число раз; отсутствия сильных дополнительных (посторонних) раздражителей и др.

В зависимости от условий возникновения коркового торможения различают две его формы – безусловное (внешнее, запредельное) и условное (внутреннее). Внутреннее торможение в форме угасания, условного тормоза, запаздывания и дифференцировки возникает при разных видах неподкрепления условного раздражителя.

Цель занятия:

1) знать:

- характеристику условных и безусловных рефлексов: их сходства и различия;

- условия и механизм образования условного рефлекса;

- правила выработки условных рефлексов;

- торможение условных рефлексов, виды торможения;

- торможение на фоне безусловных рефлексов, виды торможения;

- классификацию типов высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову;

- специфические типы ВНД;

- классификацию типов темперамента по Гиппократу.

2) уметь:

- использовать методику выработки торможения условного рефлекса на примере торможения условного словесно - двигательного рефлекса и условного вегетативного рефлекса у человека;

- правильно определить типы темперамента человека и сопоставить их с типами ВНД.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Понятие низшей нервной деятельности и высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД.

2) Сходства и различия условных и безусловных рефлексов.

3) Правила выработки условных рефлексов.

4) Классификация условных рефлексов.

5) Закон силовых отношений.

6) Условия и механизм образования условного рефлекса по И.П. Павлову.

7) Торможение на фоне безусловных рефлексов.

8) Торможение на фоне условных рефлексов.

9) Типы ВНД у человека и животных. Специфические типы ВНД у человека. Первая и вторая сигнальные системы.

10) Типы темперамента по Гиппократу.

11) Сопоставление типов ВНД по И.П. Павлову с типом темперамента по Гиппократу.

12) Возбуждение и торможение как два взаимопротивоположных процесса. Закон взаимной индукции.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: