Основоположник учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделял в поведении животных и человека 2 основные формы – врождённую и приобретённую. Врождённые формы, называемые сложными безусловными рефлексами, осуществляются по жёстко фиксированной наследственной программе и представлены пищевыми, половыми, защитными и ориентировочно-исследовательскими реакциями. Совокупность приспособительных форм поведения, приобретённых в процессе жизни индивида в соответствии с его потребностями и в ответ на их сочетание с определёнными раздражителями, называется условными рефлексами.
Выработка условного рефлекса в эксперименте требует соблюдения ряда условий: наличия определённой биологической потребности и сформировавшейся на её основе мотивации; сочетания условного (индифферентный) и безусловного (биологически значимый) раздражителей, предъявляемых большее или меньшее число раз; отсутствия сильных дополнительных (посторонних) раздражителей и др.
В зависимости от условий возникновения коркового торможения различают две его формы – безусловное (внешнее, запредельное) и условное (внутреннее). Внутреннее торможение в форме угасания, условного тормоза, запаздывания и дифференцировки возникает при разных видах неподкрепления условного раздражителя.
Цель занятия:
1) знать:
- характеристику условных и безусловных рефлексов: их сходства и различия;
- условия и механизм образования условного рефлекса;
- правила выработки условных рефлексов;
- торможение условных рефлексов, виды торможения;
- торможение на фоне безусловных рефлексов, виды торможения;
- классификацию типов высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову;
- специфические типы ВНД;
- классификацию типов темперамента по Гиппократу.
2) уметь:
- использовать методику выработки торможения условного рефлекса на примере торможения условного словесно - двигательного рефлекса и условного вегетативного рефлекса у человека;
- правильно определить типы темперамента человека и сопоставить их с типами ВНД.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Понятие низшей нервной деятельности и высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД.
2) Сходства и различия условных и безусловных рефлексов.
3) Правила выработки условных рефлексов.
4) Классификация условных рефлексов.
5) Закон силовых отношений.
6) Условия и механизм образования условного рефлекса по И.П. Павлову.
7) Торможение на фоне безусловных рефлексов.
8) Торможение на фоне условных рефлексов.
9) Типы ВНД у человека и животных. Специфические типы ВНД у человека. Первая и вторая сигнальные системы.
10) Типы темперамента по Гиппократу.
11) Сопоставление типов ВНД по И.П. Павлову с типом темперамента по Гиппократу.
12) Возбуждение и торможение как два взаимопротивоположных процесса. Закон взаимной индукции.
Задания для самостоятельной работы на занятии: