Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Философия» включает следующие виды работ:
№ п/п | Тема | Количество часов | Вопросы, выносимые на СРС | Содержание СРС | Форма контроля |
1. | Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания. | 1.Человеческая субъективность как предмет философствования. 1. Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала и составление конспекта | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
2. | Истоки философского учения о человеке. Добродетель и истина | 1. Проблема человека в философии античности. Сократ: истина как добродетель. 2. Учение Платона о добродетелях и качествах души. 3. Этика Аристотеля. Теория «господина» и «раба». | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
3. | Человек античности: философский анализ | 1.Идеал мудреца в эллинистической философии: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. 2.Теории смысла и мудрости жизни в античной философии, их влияние на последующую европейскую культуру. 3.Распад морального и истинного, последствия отделения добродетели от истины. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
4. | Античная гносеология (Платон и Аристотель) Первые принципы теоретического знания. | 1. Гносеология Платона. «Истина» и «мнение». Познание как воспоминание души. 2. Теория познания Аристотеля: от чувств к разуму. 3. Учение об истине в послеаристотелевской философии. 4. Аристотель и Платон в гносеологических теориях средневековой философии. Теория «двойственной истины». Аверроэс, Сигер Брабантский. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов | |
5. | Изменение понятия истины от Аристотеля до современности | 1.Борьба со схоластикой. Эмпиризм Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Д.Локка. Сенсуализм Беркли и Юма. 2.Учение Декарта о методе, правила метода, развитие аналитико - синтетического метода. «Геометрический метод» Спинозы. Теория познания Лейбница. Оформление «парадигмы Просвещения». | Подготовка к практическому занятию, составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов | |
6. | Теории общества и государства в античной философии (Платон и Аристотель) | 1. Учение Платона об обществе и государстве. 2. Учение Аристотеля об обществе и государстве. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
7. | Учение о человеке в христианской философии | 1.Природа человека и смысл его существования в понимании христианской философии. 2. Знание и воля. Проблема свободы воли в средневековой философии, как проблема морального выбора. 3. Человек как общественное существо. 4. Антропология и моральная философия Ф.Аквинского. 5. Развитие взглядов средневековой философии в последующую эпоху. 6. Развитие философско-антропологических взглядов в эпоху Реформации. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
8. | Теории общества и государства в средневековой философии и философии Возрождения | 1. Теория общественного устройства и государства в философии Августина Блаженного. 2. Философия государства и общества в позднем средневековье (Ф.Аквинский). 3. Общество и государство в представлении философов Возрождения. Философия власти Н.Макиавелли. 4. Социальные утопии эпохи Возрождения. (Т.Мор, Т.Кампанелла). Принципы утопического мышления. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
9. | Учение о методе истинного познания в философии Нового времени | 1. Борьба со схоластикой. Эмпиризм Ф. Бэкона, Т.Гоббса, Д. Локка, Проблема «очищения разума». 2. Сенсуализм Беркли и Юма. Ассоциативная теория мышления Юма. 3. Учение Декарта о методе, правила метода, «геометрический метод» Спинозы. Проблема познавательных возможностей человека. 4. Законы логики истинного познания. Философия Просвещения о познавательных возможностях человека. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
10. | Учение о человеке в философии Нового времени | 1. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Отношение природы и человека. 2. Понимание человека в раннепротестантской философии. (Э. Роттердамский и М. Лютер) 3. Отношение морали и веры. Возникновение психофизической проблемы. Человек как субъект познания, его характеристики. Познавательные возможности человека. 4. Человек как моральный субъект. Философские учения о морали. Просвещение и моральное сознание в философии Нового времени и Просвещения. Этика как практическая философия (Спиноза). Проблема согласования свободы воли с природным и социальным детерминизмом. Социальная антропология и этика. 5. Человек как гражданин. Обязанности человека по отношению к государству. Воля к власти. Господство и подчинение - две стратегии общественного поведения. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
11. | Теории общества и государства в философии Нового времени | 1. Теория государства Т.Гоббса («Левиафан»). 2. Теория государства Дж.Локка. Теория свободы гражданского общества. 3. Необходимость и функции государства в философии Спинозы. 4. Социологические взгляды Д.Юма. 5. Влияние философии Нового времени на политическую философию и политическую практику Европы. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
Теория общественного прогресса в философии Просвещения | 1. Философия Просвещения об обществе и государстве. (Монтескье, Дидро, Руссо и др.) 2. Философия истории Гердера. Социальная антропология Просвещения. 3. Парадигма Просвещения и ее критика философией ХХ века. 4. Историцизм и его критический анализ. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
Проблема человека в философии Просвещения и немецкой классике. | 1. Моральная философия Канта. 2. Человек как гражданин государства. Диалектика отношений господина и раба в «Феноменологии духа». 3. «Герои» и «толпа». Роль личности в истории. 4. Нормы этики и права в изложении классической немецкой философии. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
14. | Учение о бытии и материи в немецкой классической философии. Тождество бытия и мышления | 1. Естественные науки и философия на рубеже 18 и 19 веков. «Докритический» Кант. Понятие «вещи в себе» в философии Канта. 2. Учение о Природе в философии Шеллинга и Фихте. 3. Онтология Гегеля как феноменология Духа. Бытие духа как самостоятельной субстанции. Понятие субъективного, объективного и абстрактного духа. Бытие Абсолютного Духа. Тождество бытия и мышления в философии Гегеля. 4. Философская онтология после Гегеля. Философия воли Шопенгауэра. Разрушение систематической философии. Кризис философии и пути выхода из него. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
15. | Критическая философия Канта | 1. Естественные науки и философия в конце 18 века. 2. Проблема Трансцендентального Субъекта как субъекта познания. «Критика чистого разума» Канта. Априорное и апостериорное знание. Пространство и время как формы чувственного восприятия (трансцендентальная эстетика Канта) 3. Рассудочное знание (трансцендентальная аналитика) Система категорий рассудка и их функции в познании. Трансцендентальная диалектика. 4. Принципы разума. Три класса идей разума. Антиномии разума - естественная антитетика. Идеал чистого разума. Кант, неокантианство и посткантианство. Неокантианские школы, их место в современной философии | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
16. | Философия истории, государства и права Канта и Гегеля, Маркса | 1. Учение Канта о государстве и праве. 2. Философия истории и философия права Гегеля. Диалектика истории. 3. Финал гегелевской философии истории. Проблема социального идеала. Неогегельянство в ХХ веке. 4. Теория истории Б. Кроче. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
Онтологическая проблематика в современной философии | 1. Кризис систематической философии. Основоположения онтологии Н. Гартмана. Онтологизация языка. Феноменология и структурализм.(Э. Гуссерль,) 2. Экзистенциалистская онтология. Поиск новых оснований бытия. Антропологизация бытия. Бытийные сферы мира и духа. Время как метафизическая проблема. Диалектика Бытия и Ничто.(Ж.П. Сартр) Философская онтология Хайдеггера. Понятие и проблема трансценденции. (К Ясперс). Бытие и Ничто. 3.Понятия современности и постсовременности (постмодерна). Принцип «разволшебствления» мира. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
18. | Позитивизм и неопозитивизм 19-20 века | 1. Возникновение позитивизма и его первые претензии на научную философию. Позитивистская методология естественных и социальных наук. Кризис естественных наук конца 19 века и «философия чистого опыта». 2. Аналитическая философия. Логический анализ языка Фреге и Рассела. Теория дескрипций. Теория истины в неопозитивизме, металогика. Язык науки и философии. Конвенционализм и позитивизм. 3. Современный позитивизм в научной методологии. Неопозитивизм и постпостпозитивизм. Социальная проблематика в методологии научного познания. 4. Специфика социальных и гуманитарных наук. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
Феноменология и герменевтика: история и современность | 1. Библейская экзегетика как начало и исток герменевтики. Проблема понимания. 2. Классическая герменевтика Шлейермахера и Дильтея. 3. Преодоление психологизма (Риккерт, Гадамер) Герменевтика Гадамера. Герменевтика П.Рикера. Истолкование символов. 4. Герменевтика и феноменология. 5. Идея феноменологии как обосновывающей теории науки. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
20. | Современные проблемы теории познания и науки | 1. Проблема научного факта и истинность эмпирического знания. Проблема обоснования научной теории. 2. Постпозитивизм в современной философии. Фальсификационизм К.Поппера, теория науки Тулмина, Лакатоса, Куна. Проблема научной рациональности. 3. Классическая и неклассическая рациональность. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
21. | Методологические функции философии | 1. Онтологическая относительность и гносеологическая абсолютность объекта науки. 2. Философско-методологические проблемы современной науки. 3. Неокантианский проект (Риккерт, Виндельбанд). Специфика «наук о духе». | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | |
Проблема человека в современной философии | 1. Новое понимание человека в философии к. 19 – нач. 20 века. 2. «Природа человека» и ее проблемы. Понятия витальности и трансвитальности. 3. Индивид, человек, личность Человек как космопланетарный феномен. 4. Координаты человеческого существования. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
Социальная философия марксизма и Франкфуртской школы | 1. Кризис социальной философии после Гегеля. Социальная философия марксизма и ее основные проблемы,исторического развития. 2. Понятие отчуждения и его интерпретации в философии марксизма и Франкфуртской школы. 3. Критика модерна. Модерн и постмодерн как типы цивилизационного развития. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
Структура и формы социального бытия в современных социально-философских теориях | 1. Понятие социального пространства и времени. 2. Структурные компоненты социума, социальной философии. 3. Проблема исторического прогресса и перспектив социального развития в освещении современной философии. 4. Концепция «осевого времени» Ясперса. «Стрелы времени» и точки бифуркации. 5. Теория «жизненного пространства» и ее варианты в ХХ веке. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
Перспективы развития человечества | 1. Мегатенденции ХХ века. Глобальные проблемы современности. 2. Проблема смысла истории. Восток - Запад в цивилизационной перспективе. 3. Современные социальные конфликты современного мира. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос | ||
Функции социальной философии в современном мире | 1. Проблема построения гражданского общества как национально-государственная, европейская, мировая. 2. Мировая история в зеркале современной науки. 3. Место России в мировой цивилизации. | Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата | Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос |
В графе 1 проставляется порядковый номер занятия.
В графе 2 указывается тема занятия, по которой организуется СРС.
В графе 3 указывается количество часов отведенное на СРС.
В графе 4 прописываются вопросы, выносимые на СРС
В графе 5 конкретизируются задания, выдаваемые студентам для самостоятельного выполнения.
В графе 6 указывается способ проведения контроля за выполнением самостоятельной работы студентами.
Список литературы
Основная литература:
- Канке В.А. Философия для экономистов Учебник для бакалавров - Омега-Л, 2014
- Лавриненко В.Н. Философия Учебник для бакалавров – Юрайт, 2014
- Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия: Учебник для вузов - 3-е изд перераб и доп., 2012
- Лавриненко В.Н., Иконникова Г.И., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия – Юрайт, 2013
- Спиркин А.Г. Философия Учебник для бакалавров – Юрайт, 2014
- Нагой Ф.Н. Философия. Практические и творческие задания для самостоятельной работы – учебно-методическое пособие, Издательство Волг.филиала ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС, 2012
Дополнительная литература:
- Марков Б.В. Философская антропология: Уч. пос. – Спб: Питер, 2008
- История философии: учебник для высших учебных заведений – Ростов н/Д, 2008
- Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность.Кн.1 – М.: Юнити –Дана, 2009
- Грядовой Д.И. Философия Общий курс Учебник для студентов вузов – М.: Юнити-Дана, 2011
- Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА – М,2008
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – М.: Проспект, 2009
- Губин В.Д. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009
- Марков Б.В. Философия: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2009
- Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс – СПб.: Питер, 2009
- Орлов С.В. История философии – СПб.: Питер, 2009
- Виндельбанд В. История философии. М. 1997
- Реале Дж., Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1994. Кн1,2.
- Скирбек Г. Гилье Н. История философии. М. 2000 г.
- Философия науки – Ростов-на-Дону, 2005.
- История философии: учебник для высших учебных заведений – Ростов н/Д, 2008
- Философия: учебник для вузов /под общей редакцией В.В.Миронова.- М.:Норма,2008.
- История мировой философии: учебн. пособие/ А.И.Алешин, К.В.Бандуровский, В,Л,Губин и др.- М.:Аст:Астрель:Хранитель.2008.
- Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т. М. 1975 и др. издания.
- Арон Р. Введение в философию истории – М.2000
- Борг М., А. Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. – М. 1998
- Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М. 2002
- Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М.2002
23. Бурдье П. Политическая онтология М. Хайдеггера. – М. 2003
- Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.1999.
- Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб, 1993 и др. издания, Кн. 1,2
- Герменевтика: история и современность.– М. 1985.
- Гомперц Т. Греческие мыслители. М. 1999.
28. Губман Б. М. Смысл истории: очерки современных западных концепций.– М. 1991.
- Гулыга А. Немецкая классическая философия –М. 2004
- Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М. 2002
- Делез Ж.Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. –М, 2000.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979 и др. издания
- Жильсон Э. Избранное: христианская философия. – М. 2004
- Зарубежная философия ХХ века. М. 1998.
- Знание и традиция в истории мировой философии – М. 2001, раздел 1
- Зотов А. Современная западная философия. М. 2001.
37. Ильенков Э. Философия и культура.– М. 1991
- История современной зарубежной философии. СПб 1997.
- История теоретической социологии – М.1998, разд 2,
- Канке В. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века.– М. 2000.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 2004
- Коплстон Ф. История философии Древняя Греция и Древний Рим – М. 2003
- Коплстон Ф. История философии ХХ век. М. 2002
- Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб, 2002
- Мамардашвили М. Кантианские вариации.– М. 1997.
- Мамардашвили М.К.. Картезианские размышления.– М. 1993.
47. Новая индустриальная волна на Западе.– М. 1993
48. Новая постиндустриальная волна на Западе.– М. 1999.
- Петров М. Античная культура. М. 1986.
- Петров М.К История европейской культурной традиции и ее проблемы. – М. 2004
51. Петров М.К. Историко-философские исследования –М. 1996.
52. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М. 1993
- Поппер К. Предположения и опровержения. – М. 2004
- Рассел Б. История западноевропейской философии 1997 и др. издания
- Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –Киев, 1997
- Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002
- Свасьян К. Становление европейской науки. М. 2002
- Скирбек Г. Гилье Н. История философии. М. 2000 г.
59. Степанова А. Философия Древней Стои.– СПб. 1995.
60. Суини М. Лекции по средневековой философии. М. 2001.
61. Философия техники в ФРГ. –М. 1989.
- Философы ХХ века. М.2004 г.
- Фишер К. История новой философии. Бенедикт Спиноза. М.2005
- Фишер К. История новой философии. Рене Декарт М. 2004
- Фишер К. История новой философии. Френсис Бэкон М. 2003
- Фрагменты ранних греческих философов. М. 1989. + Введение Рожанского И.
67. Хайдеггер М. Время и бытие.– М. 1993.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997
69. Чанышев А. Курс лекций по древней и современной философии –М. 1991