Философия неопозитизма

Бурное развитие науки и техники, формирование сциентизма как особого умонастроения стали причиной формирования ряда философских направлений, в центре внимания которых проблема науки как феномена культуры, а также вопросы методологии научного познания.

Позитивизм – прошел в своем развитии несколько этапов.

1) с середины ХIХ в. Его основоположник - французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Он выступил с идеей о неспособности философии ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта о 3-х стадиях развития познания:

·теологическая, на которой знание основано на вере;

·метафизическая - мир объясняется с помощью абстрактных понятий;

·позитивная, характеризующаяся научным объяснением всех явлений.

Все положительные знания могут быть получены только научным, эмпирическим путем и не нуждаются в философии («наука сама себе философия» – лозунг позитивистов). Научное познание должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием.

2) конец ХIХ – начало ХХ вв. (австрийский философ и физик Эрнст Мах, швейцарский философ Рихард Авенариус и др.) - эмпириокритицизм («критика опыта»), или махизм. Это направление сложилось как реакция на кризис в физике. Это субъективно-идеалистический вариант позитивизма, который утверждает, что наука не отражает объективной реальности. Представители эмпириокритицизма считали, что наука должна носить описательный характер, а объяснительная часть должна быть удалена из науки в целях «экономии мышления».

3) неопозитивизм – с 20-х гг. ХХ в. (англ. Бертран Рассел, австр. Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап и др.). Это школа логического позитивизма (аналитическая философия).

В неопозитивизме философия понимается как деятельность по отысканию значений языковых выражений. Наука – это сфера эмпирических исследований, а философия – это область логического анализа понятий, необходимых для познания. Эти понятия не являются отражением объективной реальности, а создаются умом ученых по определенным логическим законам.

В рамках аналитической философии сложилось несколько направлений:

·логический позитивизм (Б.Рассел), который сводил все философские проблемы к логическим;

·лингвистический позитивизм, объясняющий все философские и социальные проблемы нарушением норм использования языка.

4) постпозитивизм (60 – 90-е гг.) (англ. Карл Поппер, американцы Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос). Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки к проблемам истории возникновения, развития и смены научных теорий. Это историческая школа в методологии научного познания.

К.Поппер основным признаком научности знания считал «принцип фальсификации», т.е. пинципиально допускаемую опровергаемотсть теории эмпирическими фактами., противоречащими ей.

Т.Кун в своей работе «структура научных революций» разрабатывает концепцию научных парадигм. Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых. История развития науки представлена в работе Куна как борьба между научными сообществами, которая приводит к крушению прежней парадигмы в результате противоречий между теорией и фактами, ее опровергающими, и переходу к новой парадигме.

П.Фейерабенд отстаивает идею о том, что для познания действительности имеют ценность любые теории, в том числе и вненаучные: мифологические, религиозные, астрологические и др. «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: