Теория познания. Диалектика познания: субъект и объект познания, чувственное и рациональное

Познание - особый вид человеческой деятельности направленный на выявление существенных особенностей, необходимых связей и отношений, объективной реальности, систематизации этих знаний, и использование практической деятельности.

В марскистской философии именно практическая деятельность считается основанием, началом познавательной деятельности.

Почему именно практика является основанием познания? Потому что человек в процессе материально преобразующей деятельности сталкивается с материальным миром, природой, отражает этот мир, особенности этих предметов, которые преобразует, суммирует не только свое знание, но и знания полученные другими людьми, поэтому познавательная деятельность носит общественно- исторический характер.

С разделение труда на умственный и физический, Познавательная деятельность становится обособленной формой деятельности, появляется группа людей, которая занимается только ею.

В познавательном процессе имеется диалектическое противоречие, сторонами которого является объект и субъект(человек, исследующий явление). Объект - та часть природы которая исследуется, познается человеком. Объект, цели, задачи познания определяются потребностями общественно- исторической практики.

В познавательном процессе так же есть противоречие между рациональным и чувственным познанием. Это две стороны познавательного процесса. Декарт:"Человеческие ощущения являются модусами мышления". Т.е. Любое человеческое ощущение осмысливается.

Маркс:"Человеческое чувство формировалось тысячелетиями, является результатом развития человечества".

Чувственное и рациональное неразрывно связаны, тк человек - биосоциальное существо. Все понятия и представления формируются обществом исторически - мы социальны. Но есть органы чувств - мы биологические существа.

Чувственная сторона преобладает.

Познание имеет определенные уровни

1) обыденное познание (познание нашей повседневной жизнедеятельности. Нет системности организованности. Только жизненный опыт)

2) научно-эмпирическое познание (организованное системное исследование объектов. Есть определенные методы, понятийный аппарат, инструментарий. На этом уровне исследуются непосредственно объекты, исследуются отдельные стороны.)

Результатом являются эмпирические законы, теории, понятия.

Этот уровень познания связан с прикладной наукой. Результаты этого уровня быстрее всего применяются на практике.

3) научно-теоритическое познание (системное познание. Имеется своя методология.

На теоритическом уровне разрешается противоречие эмпирического познания, т.е. выявляется почему существует противоречие.

Предмет познается по его целостности.

Полученные знания используются в практической деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: