С) самостоятельная работа студентов с преподавателями (СРСП)

Структура плана СРСП

-название темы

-цель занятия

-форма проведения

-задания, вопросы

-методические рекомендации, раздаточные материалы

Содержание СРСП №1: Понятие мировоззрения. Мифология. Религия. Философия. Место и роль философии в человеческой культуре. Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нем философии.

Цель: раскрыть сущность основного вопроса философии, направления и этапы развития философии. Показать ценностную природу мировоззрения, как интегральную, обобщенную систему идей, взглядов, убеждений, чувств, представлений человека на окружающий мир и место человека в нем. В структуре мировоззрения выделить чувственно-эмоциональный уровень в форме мироощущений, представлений о мире и рационально-логический уровень в форме миропонимания.

Методические рекомендации: занятие в диалоговом режиме.

Литература:

1.Бибихин В.В. Язык философии. Москва, 1993 г.

2.Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991 г.

3.Мир философии. Ч.1. М., 1991 г.

4.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990 г.

Содержание СРСП №2 Источники философской мысли древней Индии и древнего Китая. Элементы предфилософского мировоззрения. Веданта, джайнизм, буддизм, конфуцианство, даосизм. Своеобразие восточного мышления.

Цель: Показать место человека в даосской картине мироздания, прагматический характер Китайской философии. Раскрыть основные понятия Индийской философии.

Методические рекомендации: выступления с сообщениями.

Литература:

1.Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 г.

2.Латман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985 г.

3.Антология мировой философии. Т.1

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. 1981 г.

5.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1991 г.

6.Аманбаева М.Р. Статья «Будда о вечном, непреходящем». «Вестник ЗКГУ», 2001 г.

Содержание СРСП № 3 Основные категории античной мысли. Проблемы человека в философии Сократа. Познание и диалектика по Платону. От критики чувственного знания к теории идей. Аристотель: исследования первопричин. Логика Аристотеля.

Учение Платона о душе и о государстве. Метафизика Аристотеля. Направление эллинистической философии.

Цель: рассмотреть содержание и сущность основных философских учений Древней Греции о мире и человеке, познании, их смысл и место в истории мировой философии.

Методические рекомендации: организовать занятие в форме круглого стола.

Литература:

1.Антология мировой философии.

2.Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976 г.

3.Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985 г.

4.Рассел. История западной философии. Т.1, М., 1993 г.

5.Чанышев А.Н. Курс лекций по античной философии. М., 1981 г.

6.Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981 г.

Содержание СРСП № 4. Философские идеи в творчестве Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Аль-Кинди и начало арабоязычной философии. Научно-философское творчество Ибн-Сины. Проблема универсалий в схоластике: номинализм, реализм.

Цель: рассмотреть предмет и задачи философии в средние века, ее исходные принципы и понятия, основные этапы развития и направления.

Методические рекомендации: выступление с сообщениями.

Литература:

1.История философии в кратком изложении. Перевод с чеш. И.Богута. М., 1991 г.

2.Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. М., 1997 г.

3.Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1980 г.

Содержание СРСП № 5. Философские идеи Н.Кузанского. Наукоцентризм Эпохи Возрождения. Проблема личности философии Эпохи Возрождения. Ренессанс и секуляризация знания. Политическая философия Макиавелли. Социальные утопии.

Цель: раскрытие нового понимания природы человека показать значения философия Ренессанса для становления экспериментального естествознания.

Литература:

1.Антология мировой философии. Т. 2

2.Горфункель А.Х. Философия Эпохи Возрождения. М., 1980 г.

Содержание СРСП № 6. Проблема человека и общества в философии французского Просвещения. Вольтер и Руссо. Натурфилософия Дидро. Натурфилософия Гольбаха и Ламметри. Вольтер о религии.

Цель: раскрыть учение просветителей о гражданском обществе и общественном договоре, раскрыть содержание основных понятии философии 16-18в. в

Методические рекомендации: беседа ответы на вопросы, диспут

Литература:

1.Антология мировой философии.

2.Рассел Б. История западной философии. М., 1993 г.

3.Богута И.И. История философии. М., 1991г.

Содержание СРСП №7. Предпосылки возникновения немецкой философии. Основные этапы эволюции философии Канта. Творчество Канта. Творчество Гегеля. Его система, методы. Теория познания Канта. Диалектический метод Гегеля. Категории, законы диалектики по Гегелю. Критика Фейербаха религии в работе «Сущность христианства».

Методические рекомендации: занятия в диалоговом режиме, составление схем.

Литература:

1.Богута И.И. История философии в кратком изложении. М., 1991г.

2.Вольтер В.Ф.М.А. Философские сочинения. М., 1988 г.

3.Гольбах П. Избранные произведения в 2-х томах, т.1. М., 1963 г.

4.Ламметри Ж.О. Сочинения. М., 1993 г.

Содержание СРСП № 8. Русский космизм. Философское содержание творчества Ф. Достоевского. Концепция культурно-исторических типов Данилевского.

Цель: рассмотреть основные идеи философии всеединства и место русской философии в мировой философии.

Методические рекомендации: занятия в форме диспута.

Литература:

1.Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991 г.

2.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995 г.

3.Зиньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. М., 1991 г.

4.Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 г.

Содержание СРСП № 9. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса. Проблема сущности человека, его отчуждения и свободы в марксизме. Позитивизм и его проблемы философии жизни А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

Цель: рассмотреть содержание и смысл философии иррационализма как реакцию на кризис классической философии, показать сущность позитивизма и этапы его развития в контексте развития науки и философии.

Методические рекомендации: занятия в форме диспута.

Литература:

1.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 года.

2.Немировская Л. Философия. Курс лекций. М., 1995 г.

3.Энгельс Ф. Диалектика природы.

Содержание СРСП №10. Абай и его роль в становлении казахской философии. Ч. Валиханов как мыслитель. Проблема веры и разума в философии Ш.Кудайбердиева. Казахская философия в начале ХХ века.

Цель: показать дидактический характер философских идей казахских мыслителей, духовные истоки особенности казахской философии.

Методические рекомендации: выступление с сообщениями.

Литература:

1.Абай. Сочинение в 2-х томах. М., 1970 г.

2.Абай. Книга слов. Алматы, 1985 г.

3.Алтынсарин И. Собрание сочинений в 3-х томах. Алматы, 1985

4.Есим Г. Хаким Абай. Алматы, 1994 г.

5.Орынбеков М. Предфилософия пртоказахов. Алматы. 1994 г.

6.Сигизбаев О.А. Казахская философия XV – начала ХХ века. Алматы, 1998 г.

Содержание СРСП №11. Проблема истины. Проблема свободы. Проблема истолкования текста. Позитивизм, его исторические формы. Постмодернизм, структурализм.

Цель: раскрыть содержание и смысл основных философских парадигм современности, сущность ее философских понятий.

Методические рекомендации: выступления с сообщениями.

Литература:

1.Витгенштейн Л. Логикофилософский трактат.

2.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1,2. Алматы. 1996 г.

3.Рассель Б. Мудрость Запада. М., 1998 г.

4.Сумерки богов. М., 1992 г.

5.Хайдеггер М. Бытие и время.

6.Ясперс К. Смысл и назначение истории.

Содержание СРСП №12. Диалектика как учение о развитии, ее принципы. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Законы диалектики.

Цель: раскрыть содержание и значение философских понятий субстанции, материи и диалектическую концепцию развития мира.

Методические рекомендации: семинар-доклад.

Литература:

1.Сознание как условие форм жизнедеятельности. Сборник АГУ. Алматы, 1996 г.

2.Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989 г.

3.Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989г.

Содержание СРСП №13. Сущность и структура научного познания. Проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научной деятельности. Типология научных методов.

Цель: раскрыть сущность и специфику научного познания, его уровни и методы, рассмотреть истину как цель познания.

Методические рекомендации: занятия в форме диспута.

Литература:

1.Ильин В.В. Теория познания. М., 1994 г.

2.Косяченко А.Г. Философия и методология науки. Алматы, 1997г.

3.Философия и методология науки. Учебник для аспирантов. Алматы, 1999 г.

4.Методы научного познания. Алматы, 1996 г.

Содержание СРСП №14. Самосознание и его формы, уровни. Понятие общественного сознания, его структура: индивидуальное и общественное, массовое, общественная психология и идеология, обыденное и теоретическое, формы общественного сознания: нравственное, религиозное, эстетическое, научное.

Цель: рассмотреть самосознание как ядро сознания, сущность, структуру и формы общественного сознания, его роль в жизни общества.

Методические рекомендации: выступление с сообщениями.

Содержание СРСП №15. Свобода как необходимая ценность человека.Человек и отчуждение. Причины и сущность. Исторические формы. Гуманистическая традиция философии. Цивилизионная и формационная теории исторического развития общества. Общество и природа, формы и способы их взаимодействия. Географический детерминизм. Понятие исторического прогресса.

Цель: раскрыть сущность, структуру общества и особенности его бытия, показать условия, источники, факторы, движущие силы развития общества.

Методические рекомендации: организовать развернутую беседу, и вывести ее на уровень семинара-диспута.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: