Почему важна варнашрама?

О лучший из полубогов, я думаю о себе и о тебе, а также о полубогах, мудрецах, обитателях Питрилоки, преданных Господа и всех людях, следующих системе варн и ашрамов в человеческом обществе.

КОММЕНТАРИЙ: Совершенства человеческой жизни можно достичь при сотрудничестве людей и полубогов, мудрецов, обитателей Питрилоки, преданных Господа и с помощью научной системы укладов жизни (варн и ашрамов). Отличие человеческой жизни от животной начинается с научно обоснованной системы варн и ашрамов, руководимой искушенными мудрецами и связанной с полубогами. Следуя ей, человек постепенно поднимается до высшего уровня – восстановления своих вечных отношений с Верховной Абсолютной Истиной, Личностью Бога, Господом Шри Кришной. Когда прогрессирующая глупость разрушает установленную Богом варнашрама-дхарму, которая предназначена исключительно для преобразования животного сознания в человеческое, а человеческого – в божественное, вся система мирной и нормально развивающейся жизни расстраивается. В век Кали ядовитая змея прежде всего нападает на созданную Богом варнашрама-дхарму, и тогда человека с качествами брахмана называют шудрой, а человек с качествами шудры считается брахманом, и все это – на основании ложных притязаний на право наследования. Право наследования звания брахмана не подтверждается авторитетом писаний, хотя происхождение из брахманского рода может быть одним из условий для его получения. Истинные же качества брахмана - контроль ума и чувств, терпимость, простота, чистота, образованность, правдивость, преданность и вера в ведическую мудрость. В наш век не считается необходимым обладать нужными качествами, и даже знаменитый элитарный поэт, автор «Рама-чарита-манасы», поддерживает эти ложные притязания на наследственные права.
Все это происходит из-за влияния века Кали. Поэтому мать Земля, которую олицетворяет корова, оплакивала это прискорбное состояние.
«Шримад-Бхагаватам» 1.16.31

Господь Вишну, Верховная Личность Бога, продолжал: Дорогой царь Притху, когда человек, выполняя предписанные обязанности, бескорыстно и с любовью служит Мне, он постепенно начинает ощущать глубокое внутреннее удовлетворение.

КОММЕНТАРИЙ: Аналогичное утверждение есть и в «Вишну-пуране». Предписанные обязанности, о которых идет речь в этом стихе, называются варнашрама-дхармой. Это обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси, то есть членов четырех варн и четырех ашрамов. Тот, кто исполняет свои обязанности в системе варнашрама-дхармы и не стремится насладиться плодами своего труда, со временем обретает удовлетворение. Высшая цель жизни заключается в том, чтобы превратить исполнение предписанных обязанностей в преданное служение Верховной Личности Бога. <...>
«Шримад-Бхагаватам» 4.20.9

«Управляя своим царством, Притху Махараджа преследовал только одну цель – помочь своим подданным обрести сознание Бога. <...> В «Вишну-пуране» сказано, что цель варнашрама-дхармы – удовлетворить Верховную Личность Бога. Предписания, определяющие обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси, даны людям для того, чтобы, действуя в соответствии с ними, они могли доставить удовольствие Верховному Господу. Нынешние так называемые брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры утратили свою первоначальную культуру, и тем не менее они претендуют на принадлежность к той или иной варне на основании своего происхождения. Вместе с тем они отрицают, что деление общества на сословия и уклады существует только для того, чтобы дать всем людям возможность поклоняться Господу Вишну. <...> В «Бхагавад-гите» (18.46) сказано:

йена сарвам идам татам
сва-кармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах

«Поклоняясь вездесущему Господу, источнику всех живых существ, и выполняя свои обязанности, человек может достичь совершенства». Из этого стиха явствует, что Верховная Личность Бога – изначальный источник всего сущего. Подтверждение этому мы находим в «Веданта-сутре» (джанмадй асйа йатах), а также в «Бхагавад-гите», где Сам Господь говорит: ахам сарвасйа прабхавах – «Я – источник всего сущего». Господь, Верховная Личность, – изначальный источник, из которого исходят все миры, и в то же время в аспекте Параматмы Он пронизывает Собой все сущее. Следовательно, Абсолютная Истина – это Верховная Личность Бога, а живые существа созданы для того, чтобы служить Верховному Господу, исполняя свои обязанности (сва-кармана там абхйарчйа). Именно этому хотел научить своих подданных Махараджа Притху. Долг любого цивилизованного человека – стремиться удовлетворить Верховного Господа, исполняя свои обязанности. В этом высшее совершенство жизни. Свануштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам: человек достигнет цели жизни, если, исполняя предписанные ему обязанности, сумеет удовлетворить Верховную Личность Бога. Яркий пример тому – Арджуна. Как кшатрий, Арджуна был обязан сражаться, поэтому, исполнив свой долг, он удовлетворил Верховного Господа и достиг совершенства. Этому принципу должен следовать каждый. <...>
«Шримад-Бхагавата» 4.21.27

Человек, который действительно стремится пересечь океан неведения, должен выйти из-под влияния гуны невежества, ибо жажда удовольствий – самое большое препятствие на пути тех, кто хочет обрести благочестие, следуя заповедям религии, улучшить свое материальное положение, в пределах дозволенного наслаждаться материальными удовольствиями и в конце концов обрести освобождение.

КОММЕНТАРИЙ: Четыре принципа, на которых основана жизнь цивилизованного общества, позволяют человеку исполнять предписания религии, зарабатывать средства к существованию в соответствии со своим положением в обществе, давать чувствам возможность в пределах дозволенного наслаждаться объектами чувств и в конце концов освободиться от материальных привязанностей. Пока у нас есть тело, мы не можем полностью игнорировать эти материальные потребности. Но это не значит, что вся деятельность человека должна быть направлена на удовлетворение чувств и что он должен зарабатывать деньги только для достижения этой цели, принося в жертву ей все заповеди религии. Современные люди в большинстве своем не проявляют ни малейшего интереса к религиозным заповедям, но при этом очень хотят обрести материальное благополучие. Например, мясники на бойне зарабатывают деньги без особого труда, но их деятельность полностью противоречит религиозным принципам. Подобно этому, для тех, кто ищет развлечений, существует множество ночных клубов и публичных домов. Разумеется, половые отношения между супругами не запрещены - запрещена проституция, поскольку высшей целью деятельности человека должно быть освобождение, то есть избавление от оков материальной жизни. Или, например, правительство может дать разрешение на торговлю спиртным, но это не значит, что можно повсюду открывать винные магазины и контрабандой завозить спиртное. Разрешение на торговлю спиртными напитками выдается именно для того, чтобы ограничить ее. Для торговли сахаром, пшеницей или молоком разрешения не требуется, потому что ее незачем ограничивать. Иначе говоря, человеку надлежит действовать так, чтобы его деятельность не мешала его духовному прогрессу и помогала ему освободиться от материального рабства. Поэтому в ведическом обществе человек, привязанный к удовольствиям, получал возможность упрочить свое материальное положение, испытать все чувственные наслаждения и в конце концов обрести освобождение. Ведическая цивилизация дает нам все необходимое знание, изложенное в шастрах, и если мы будем строить свою жизнь в соответствии с предписаниями шастр и указаниями гуру, то сможем осуществить все свои материальные желания и вместе с тем постепенно освободиться из материального плена.
«Шримад-Бхагавата» 4.22.34

В своей книге под названием «Нарада-панчаратра» великий мудрец Бхагаван Нарада очень подробно объяснил, как с помощью практики санкхьи и мистической йоги достичь высшей цели жизни — преданности Всевышнему. Кроме того, он поведал о величии Верховного Господа. Основные идеи этого трансцендентного произведения Нарада изложил Саварни Ману, чтобы те жители Бхарата-варши, которые строго следуют предписаниям варнашрама-дхармы, узнали, как возвыситься до преданного служения Господу. Вместе с жителями Бхарата-варши Нарада Муни неустанно служит Наре-Нараяне, прославляя Господа такими словами.

КОММЕНТАРИЙ: Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
джанма сартхака кари' кара пара-упакара

Подлинного успеха на пути к высшей цели человеческой жизни легче всего достичь, живя в Индии, на земле Бхарата-варши, потому что там и цель жизни, и путь к ее достижению известны каждому. Жители Бхарата-варши должны воспользоваться этой возможностью, и особенно это касается тех, кто живет по традициям варнашрама-дхармы. Если мы не будем следовать принципам варнашрама-дхармы, которая предполагает существование четырех сословий (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четырех укладов духовной жизни (брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и санньясы), наша жизнь никогда не увенчается успехом. К сожалению, сейчас под влиянием Кали-юги люди все больше забывают об этих принципах. Жители Бхарата-варши деградируют, становясь млеччхами и яванами. Чему же они научат других? Поэтому, исполняя наказ Шри Чайтаньи Махапрабху, мы начали Движение сознания Кришны, чтобы принести благо людям не только в Бхарата-варше, но и во всех остальных странах мира. Еще не все потеряно, и, если жители Бхарата-варши отнесутся к нашему Движению серьезно, весь мир, который сейчас стремительно катится в ад, будет спасен. Движение сознания Кришны основано на принципах как панчаратрика-видхи, так и бхагавата-видхи, поэтому, присоединившись к нашему Движению, каждый может достичь высшей цели жизни.
«Шримад-Бхагавата» 5.19.10

Люди, родившиеся на этой земле, делятся на разные категории сообразно влиянию на них гун материальной природы: благости (саттва-гуны), страсти (раджо-гуны) и невежества (тамо-гуны). Одни из них рождаются с возвышенными качествами, другие ничем особым не выделяются, а третьи от рождения обладают отвратительными пороками. Так происходит потому, что, рождаясь, каждый оказывается именно в том положении, которое заслужил своими прошлыми поступками. Если человек при помощи истинного духовного учителя определит свое положение в системе четырех сословий [брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр] и четырех укладов духовной жизни [брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и санньясы] и научится должным образом служить Господу Вишну, следуя предписаниям этой системы, тогда его жизнь непременно увенчается успехом.

КОММЕНТАРИЙ: Более подробно эта тема рассматривается в «Бхагавад-гите» (14.18 и 18.42 - 46). Шрила Рамануджачарья в своей «Ведартха-санграхе» пишет:

эвам-видха-парабхакти-сварупа-джнана-вишешасйотпадаках пурвоктахарахар упачийамана-джнана-пурвака-карманугрихита- бхакти-йога эва; йатхоктам бхагавата парашарена — варнашрамети. никхила-джагад-уддхаранайаванитале 'ватирнам пара-брахма-бхутах пурушоттамах свайам этад уктаван — «свакарма-ниратах сиддхим йатха виндати тач чхрину» «йатах правриттир бхутанам йена сарвам идам татам / свакармана там абхйарчйа сиддхим виндати манавах»

«Как уже говорилось, идя путем чистого преданного служения, которое является источником всего знания, человек обретает безграничные мудрость и благочестие. Этот путь называется бхакти-йогой. Его описал Бхагаван Парашара в стихе, который начинается со слов варнашрамачаравата. Сам Верховный Господь ради блага всего мира нисшел на землю и провозгласил: «А теперь услышь от Меня, как можно достичь совершенства, выполняя предписанные шастрами обязанности. Поклоняясь вездесущему Господу, источнику всех живых существ, и выполняя свои обязанности, человек достигает совершенства».

Произнесенный великим мудрецом Парашарой Муни стих из «Вишну-пураны» (3.8.9), на который ссылается Рамануджачарья, звучит так:

варнашрамачаравата
пурушена парах пуман
вишнур арадхйате пантха
нанйат тат-тоша-каранам

«Поклоняться Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом выполнять свои обязанности, предусмотренные системой варн и ашрамов. Нет иного способа удовлетворить Господа». В Бхарата-варше следовать правилам этой системы совсем нетрудно. К сожалению, в настоящее время в Бхарата-варше определенная, демонически настроенная прослойка отвергает систему варнашрама-дхармы. Пользуясь тем, что сейчас нет учебных заведений, где люди получали бы знания и навыки, необходимые для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси, демоны ратуют за так называемое бесклассовое общество. Из-за этого в мире воцарился хаос. Провозглашая государство светским, невежды прорываются к власти и занимают самые высокие руководящие посты. Поскольку людей не учат жить по законам варнашрама-дхармы, они все больше деградируют, становясь похожими на животных. Истинная цель жизни — освободиться из материального плена, но, к несчастью, людей лишают возможности получить освобождение, поэтому их жизнь проходит впустую. В настоящее время Движение сознания Кришны ведет по всему миру проповедь, направленную на то, чтобы восстановить систему варнашрама-дхармы и тем самым спасти человечество от адской жизни.
«Шримад-Бхагаватам» 5.19.19

Большинство людей, воспитанных в традициях системы четырех варн и четырех ашрамов, воздают почести Верховному Господу, Нараяне, в облике бога Солнца. Поклоняясь Верховной Личности как Сверхдуше, они с верой совершают ритуалы, описанные в трех Ведах, такие, как агнихотра и другие кармические обряды высшего и низшего порядка, а также занимаются мистической йогой. Так эти люди легко достигают высшей цели жизни.
«Шримад-Бхагаватам» 5.22.4

Как погонщик продевает в ноздри быков веревки, так и Верховный Господь связывает людей веревками Своих слов. Его слова — это предписания Вед, определяющие имена и обязанности сословий общества [брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр]. И все представители этих сословий, в страхе, почитают Господа, поднося Ему плоды своих трудов.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый обитатель материального мира, кем бы он ни был, всегда остается зависимым. И человек, и полубог, и животное, и дерево — все подвластны законам природы. Но самой природой повелевает Верховная Личность Бога. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите» (9.10): майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам — «Под Моим надзором материальная природа порождает все движущиеся и неподвижные существа». За всем происходящим в материальном мире стоит Кришна, который управляет природным механизмом.

В отличие от прочих существ, живое существо, родившееся в теле человека, попадает под власть ведических предписаний, предназначенных для различных варн и ашрамов. Веды обязывают человека действовать в соответствии с его положением в системе варн и ашрамов, иначе ему не избежать наказания Ямараджи. Тот, кто следует Ведам, должен постепенно возвыситься и стать брахманом, наиболее разумным среди людей, а потом подняться еще выше и стать вайшнавом. Вот истинная цель человеческой жизни. Для того чтобы духовно совершенствоваться, брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры должны поклоняться Господу, поднося Ему плоды своего труда (све све карманй абхиратах самсиддхим лабхате нарах). Разделение на варны и ашрамы необходимо для того, чтобы члены общества могли жить в мире и согласии и как следует исполнять свои обязанности, но при этом каждый должен поклоняться вездесущему Господу (йена сарвам идам татам). Верховный Господь пронизывает мироздание во всех направлениях (отам протам), поэтому тот, кто, следуя Ведам, по мере своих способностей поклоняется Господу, достигнет высшей цели жизни. Об этом уже говорилось в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» (2.13):

атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах
свануштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошанам

«Поэтому, о лучший из дваждырожденных, высшее совершенство, которого человек может достичь, выполняя обязанности, соответствующие его сословию и укладу жизни, — это заслужить благосклонность Господа Хари». В обществе варнашрамы у каждого есть все возможности достичь совершенства и получить право вернуться домой, к Богу, ибо назначение каждой варны и каждого ашрама — удовлетворить Верховного Господа. Сделать это можно, следуя указаниям истинного духовного учителя. Тот, кто действует таким образом, непременно достигнет высшей цели жизни. Всевышнему поклоняются все, но только одни делают это прямо, а другие — косвенно. Первые обретут освобождение очень скоро, вторые — намного позже.

В этом стихе примечательны слова намабхир вачи. В обществе варнашрамы люди носят разные имена: брахман, кшатрий, вайшья, шудра, брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси. Для каждой варны и каждого ашрама Веды дают определенные предписания (вак). Следуя этим предписаниям, люди должны выполнять возложенные на них обязанности и выражать почтение Верховной Личности Бога.
«Шримад-Бхагаватам» 6.3.13

Тот, кто говорит, что восседающий на троне царь не должен вставать, чтобы приветствовать другого царя или брахмана, не знает высших законов религии.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что правитель, сидящий на троне, не обязан оказывать почтение никому, кроме своих старших: духовного наставника, брахманов и вайшнавов. Этому есть немало примеров. Когда Нарада однажды посетил Господа Кришну, тот восседал на троне, но, увидев великого мудреца, тут же поднялся, чтобы вместе с царедворцами почтить его. Нарада знал, что Кришна — Верховная Личность Бога, а Кришна знал, что Нарада — Его преданный, и все же Господь не стал нарушать обычаи. Нарада был брахмачари, брахманом и возвышенным преданным, поэтому даже Сам Кришна, играя роль царя, выражал Ему почтение. Так было принято в ведическом обществе. Но если люди не знают, как следует почитать представителя Нарады и Кришны, как правильно устроить общественную жизнь и как развить в себе сознание Кришны, если они стремятся только к тому, чтобы каждый год производить новые автомобили и строить новые небоскребы, а потом ломать их и опять сооружать новые, — такое общество не заслуживает называться человеческим, несмотря на все его успехи в развитии науки и техники.

Истинно развитое общество устроено по принципу чатур-варнья: оно разделено на четыре класса, или сословия. В обществе обязательно должен быть класс идеальных людей, на которых равнялись бы все остальные, — это первый класс, наставники общества. Второй класс — это правители; третий класс — те, кто производит пищу и заботится о коровах, а четвертый — те, кто служит трем высшим сословиям. Всех прочих, кто отказывается следовать этой социальной системе, относят к пятому классу. Общество, которое не живет по ведическим законам, не может заботиться о подлинном благе людей. В этом стихе Индра говорит: дхармам те на парам видух — в таком обществе никто не знает ни о высшем законе религии, ни об истинной цели жизни.
«Шримад-Бхагаватам» 6.7.13

«В «Бхагавад-гите» утверждается, что все многочисленные жертвоприношения, рекомендованные в Ведах, на самом деле предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу. Ягья значит «Вишну». В третьей главе «Бхагавад-гиты» прямо сказано: человек должен трудиться для удовлетворения Ягьи, то есть Вишну. Идеальное общественное устройство, называемое варнашрама-дхармой, предназначено исключительно для удовлетворения Вишну».
«Шримад-Бхагаватам» 7.3.24, комм.

«Как утверждается в «Вишну-пуране» (3.8.9), те, кто следует системе варн и ашрамов, естественным образом возвысятся до поклонения Вишну, Верховной Личности Бога (варнашрамачаравата пурушена парах пуман вишнур арадхйате). Те же, кто остается во власти телесных представлений о жизни, так и будут прозябать в материальном мире, терпя во всем полную неудачу».
«Шримад-Бхагаватам» 7.5.5, комм.

Шри Нарада Муни продолжал: Исполняя волю Верховной Личности Бога, Махараджа Прахлада совершил посмертные обряды по своему отцу. А затем, о царь Юдхиштхира, брахманы возвели его на престол Хираньякашипу.

КОММЕНТАРИЙ: Очень важно, чтобы человеческое общество было поделено на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Из этого стиха видно, что, хотя Прахлада был совершенен во всех отношениях, он руководствовался наставлениями брахманов, исполнявших ведические ритуалы. Иначе говоря, общество должны возглавлять самые разумные люди, которые хорошо знают Веды и способны вдохновить других следовать ведическим принципам так, чтобы каждый достиг духовного совершенства и смог вернуться домой, к Богу.
«Шримад-Бхагаватам» 7.10.24

Будь то семейный человек, который перестает выполнять предписания для грихастха-ашрама, брахмачари, который, живя под опекой гуру, не хранит обеты брахмачарьи, ванапрастха, который живет в деревне и участвует в так называемых делах общины, или санньяси, который потакает прихотям своих чувств, — все они поступают отвратительно. Таких людей следует считать худшими из вероотступников. Эти лицемеры введены в заблуждение внешней энергией Верховной Личности Бога, и нужно либо отвергнуть их, какое бы положение они ни занимали, либо, проявив к ним сострадание, постараться вразумить их, чтобы они вели себя подобающим образом.

КОММЕНТАРИЙ: Мы уже не раз подчеркивали, что не может быть человеческой культуры без следования принципам варнашрама-дхармы. Хотя грихастха-ашрам представляет собой уступку тем, кто хочет наслаждаться половой жизнью, семейный человек не должен удовлетворять свою похоть, нарушая правила, регулирующие семейную жизнь. А брахмачари, как уже объяснялось, должен жить под опекой гуру: брахмачари гуру-куле васан данто гурор хитам. Если брахмачари живет независимо от гуру, значит, он, как и ванапрастха, который занимается мирскими делами, или жадный санньяси, который ради удовлетворения своего языка ест мясо, яйца и прочие гадости, обманщик — он не заслуживает уважения и его следует немедленно отвергнуть. Тот, кто обладает достаточной духовной силой, должен, проявляя сострадание к таким людям, наставлять их на истинный путь. Если же человек на это не способен, ему нужно просто отвернуться от таких притворщиков и не обращать на них внимания.
«Шримад-Бхагаватам» 7.15.38-39

О премудрый, подобным тебе великим святым известно, как совершать ягьи и прочие ритуалы, согласно предписанием Вед. Такие люди всегда и везде поклоняются Господу Вишну. Поэтому, независимо от того, пришел ли Господь Вишну одарить меня благословениями или расправиться со мной, как с врагом, я должен исполнить Его волю и без колебаний отдать Ему столько земли, сколько Он попросил.

КОММЕНТАРИЙ: Как говорит Господь Шива:

арадхананам сарвешам
вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви
тадийанам самарчанам

Падма-пурана

Хотя в Ведах говорится о поклонении многочисленным полубогам, Господь Вишну — это Верховная Личность, и поклонение Ему является высшей целью жизни. Ведическая система общественного устройства, варнашрама, призвана сформировать общество таким образом, чтобы каждого подготовить к поклонению Господу Вишну.

варнашрамачаравата
пурушена парах пуман
вишнур арадхйате пантха
нанйат тат-тоша-каранам

«Поклоняться Господу Вишну, Верховной Личности Бога, — значит должным образом выполнять свои обязанности, предусмотренные системой варн и ашрамов. Иного способа удовлетворить Верховную Личность Бога не существует» (Вишну-пурана, 3.8.9). Каждый человек в конечном счете должен поклоняться Господу Вишну, и ради этого общество варнашрамы делится на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси. Махараджа Бали, усвоивший науку преданного служения от своего деда, Махараджи Прахлады, знал, что и как нужно делать. Никто — даже тот, кто выступал в роли его так называемого духовного учителя, — не мог ввести его в заблуждение. Это признак души, полностью преданной Богу. Бхактивинода Тхакур пишет:

мараби ракхаби — йо иччха тохара
нитйа-даса-прати туйа адхикара

Вручая себя Господу Вишну, человек должен быть готов исполнять Его волю, независимо от того, что хочет сделать с ним Господь: убить или защитить. Господу Вишну нужно поклоняться при любых обстоятельствах.
«Шримад-Бхагаватам» 8.20.11

Воспользовавшись этим огнем, Пурурава, желавший вознестись на одну планету с Урваши, совершил ягью, доставив этим удовольствие Верховному Господу Хари, наслаждающемуся плодами жертвоприношений. Так Пурурава почтил Господа, который служит прибежищем для всех полубогов и недоступен восприятию чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махашварам — на какую бы локу, или планету, ни пожелал вознестись человек, все они принадлежат Верховному Господу, которому поклоняются совершением жертвоприношений. Цель жертвоприношений — доставить удовольствие Верховному Господу. В этот век, как мы не раз объясняли, повторение маха-мантры Харе Кришна — это единственная ягья, способная доставить удовольствие Господу. Если Господь доволен тем, кто поклоняется Ему, Он исполнит любое его желание, материальное или духовное. В «Бхагавад-гите» (3.14) также сказано: йаджнад бхавати парджанйах — если люди приносят жертвы Господу, у них никогда не будет засухи. Там, где выпадает достаточно осадков, земля становится плодородной (сарва-кама- дугха махи). Если правильно возделывать землю, то она даст все необходимое человеку: злаки, овощи, фрукты и цветы. Всем своим материальным богатством человек обязан земле, поэтому говорится: сарва-кама-дугха махи (Бхаг. 1.10.4). С помощью ягьи можно исполнить любые свои желания. Поэтому, хотя желание Пуруравы и было материальным, чтобы исполнить его, он принес жертву Верховной Личности Бога и тем самым доставил Ему удовольствие. Господа называют адхокшаджей. Он недоступен восприятию Пуруравы и всех остальных. Поэтому, чтобы исполнить свои желания, человек должен совершать ягьи. Это будет возможно только в том случае, если человеческое общество будет разделено на четыре варны и четыре ашрама, как это предписывают законы варнашрама-дхармы. В противном случае некому будет совершать ягьи, а без ягьи никакие материальные ухищрения не принесут людям счастья. Поэтому нужно побуждать всех к участию в ягье. Для нашего века, века Кали, рекомендуется санкиртана — индивидуальное или совместное пение маха-мантры Харе Кришна. Благодаря санкиртане все потребности человеческого общества будут удовлетворены.
«Шримад-Бхагаватам» 9.14.47

«Согласно Ведическим принципам, должны иметься различные уровни в человеческом обществе (чатур-варнйам майа срштам). Должны иметься брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и каждый должен учиться как поклоняться Верховной Личности Бога (там абхйарчйа). Это – настоящее человеческое общество, а без этой системы мы остаемся обществом животных».
«Шримад-Бхагаватам» 10.2.34, комм.

Великоумный Махараджа Нанда раздал одежду, украшения и коров пастухам, чтобы доставить наслаждение Господу Вишну, и таким образом улучшить положение своего сына во всех отношениях. Он раздал милостыню сутам, магадхам, ванди и людям всех остальных профессий, согласно уровню их образованности, и исполнил желания каждого.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя стало модно говорить о даридра-нарайана, слова вишнор арадханартхайа не означают, что все люди, удовлетворенные Нандой Maхaрaджем в этой великой церемонии были Вишну. Они не были даридра, они не были и Нарайаной. Нет, они были преданными Нарайаны, и посредством выполнения ими профессиональной деятельности, они удовлетворяли Нарайану. Следовательно, их удовлетворение было косвенным путем удовлетворения Господа Вишну. Maд-бхакта-пуджабхйадхика (ШБ. 11.19.21). Господь говорит, «Поклонение Моим преданным лучше чем поклонение Мне непосредственно». Система варнашрама полностью предполагается для вишну-арадхана, поклонения Господу Вишну. Варнашрамачаравата пурушена парах пуман/ вишнур арадхйате (Вишну Пурана 3.8.9). Окончательная цель жизни – удовлетворение Господа Вишну, Верховного Господа. Нецивилизованный человек или материалистический человек, однако, не знает эту цель жизни. На те видух свартха-гатим хи вишнум (ШБ. 7.5.31). Реальный личный интерес находится в удовлетворении Господа Вишну. Не удовлетворяющий Господа Вишну, но, напротив, попытки стать счастливым через материальную деятельность (бахир-артха-манинах) – неправильный путь к удаче. Так как Вишну – корень всего, если Вишну удовлетворен, удовлетворен и каждый; в частности и дети и члены семейства станут счастливыми во всех отношениях. Нанда Maхaрaджa хотел видеть его новорожденного ребенка счастливым. Это была его цель. Следовательно он хотел удовлетворить Господа Вишну, а для удовлетворения Господа Вишну было необходимо удовлетворить Его преданных, таких как ученые брахманы, магадхи и суты. Таким образом, в конечном счете, хотя и косвенным путем, тот, кто должен был быть удовлетворен – это Господь Вишну.
«Шримад-Бхагаватам» 10.5.15-16

Сборник цитат Шрилы Прабхупады о варнах и ашрамах (из виртуальной книги «Пятьдесят процентов» https://vk.com/club58154410)

Занятия для грихастх.

"Я одобряю предложение о создании сельской общины в Северной Калифорнии. Такие проекты, так же, как строительство храмов, защита коров, получение молока, изготовление затем гхи, а затем открытие ресторанов «Харе Кришна» — все это хорошие программы для грихастх." (Письмо Шрилы Прабхупады Читсукхананда-дасу, 2 апреля 1976, Шрила Прабхупада - Шикшамрита)

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.46.
(8 мая 1973, Лос-Анджелес).

"Шрила Прабхупада:

чатур-варнйам майа шриштам
гуна-карма-вибхагашах
/БГ 4.13/

Общество должно быть разделено. Оно уже существует, это деление, оно естественно. Мы должны лишь выбрать. «Этот мальчик брахман, этот мальчик кшатрий, этот мальчик ваишйа, а этот мальчик шудра». И им нужно дать отдельную, разную работу. И тогда будет мир. Если человек занят в соответствии со своими естественными наклонностями, то он будет успешен. Но если вы дадите какую-нибудь другую работу, это всё равно, что поставить телегу перед лошадью, это успеха не принесёт. Поэтому Кришна говорит... Вы можете сказать, что нет необходимости в кшатриях, пусть все будут шудрами. Но нет, тогда будет социальный скандал. Всё должно быть. Должен быть брахман и должен быть кшатрий, должны быть ваишйи и шудры. А государство должно следить за тем, чтобы эта система научно соблюдалась, и чтобы люди получали образование, соответственное их природе. Это обязанность царя. Он должен следить за тем, чтобы те, у кого дух кшатрия обучались как кшатрии, брахманы обучались как брахманы. Всё это необходимо.

Например, в вашем теле есть четыре отдела: есть голова – это брахманы, есть руки – это кшатрии, есть живот – это ваишйи, есть ноги – это шудры. Также как голова необходима, также необходимы ноги. Вы не можете сказать: «Обойдёмся одним классом». Нет. Но современная тенденция, – Обойдёмся одним классом. Поэтому такое смятение в обществе. Должны быть четыре класса. Это научная система.

Итак, наше Движение сознания Кришны пытается дать образование брахманам. Если общество воспользуется нашей помощью и будет действовать, как подобает обществу, если будут кшатрии, ваишйи, шудры, тогда будет мир и процветание. В противном случае будет хаос и смятение".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_8_46%20Los%20Angeles%2008_05_1973.html

"На самом деле это Движение не должно ограничиваться только пределами Индии, ведь это миссия Чайтаньи Махапрабху. Как ты того желаешь, я могу уже сейчас взяться за открытие там центра и колледжа варнашрамы, который стал бы филиалом Университета. В этом колледже мы будем обучать чистых брахманов (брахманов по качествам), кшатриев и вайший. Таково требование Бхагавад-гиты. И это заведение будет открытым для всех, без каких-либо различий.
Я сейчас обучаю европейских и американских юношей, большинство из которых являются выходцами из христианских и еврейских семей, и они соглашаются стать чистыми брахманами, а затем чистыми санньяси. Надо ввести это в систему. Пройдя курс обучения, они должны сдавать соответствующие экзамены. А после этого — почему же не принять из как истинных брахманов по качествам и роду занятий? Эта процедура рекомендована как в Бхагавад-гите, так и в Шримад-Бхагаватам. В Бхагавад-гите сказано, что брахмана, кшатрия, вайшью и шудру нужно определять по качествам и роду занятий. В Шримад-Бхагаватам тоже говорится, что если качества и род занятий проявляются в другой варне, то есть, например, качества брахмана можно обнаружить в человеке, рожденном в семье шудр, такого человека следует считать брахманом — по качествам и роду занятий.

Итак, если мы откроем колледж варнашрамы, соответствующий духу наставлений Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, тогда почему бы Университету не давать выпускникам степень, звание обученного брахмана? Это — требование наших дней. В прежние времена, когда императором [мира] был махараджа Притху, его министры постоянно следили за тем, чтобы брахманы вели себя как подобает брахманам, кшатрии действовали как подобает кшатриям, и все остальные касты были заняты исполнением своих обязанностей. В наше время, если человек и обладает качествами брахмана, он зачастую лишен возможности действовать как брахман и вынужден заниматься деятельностью, предписанной тем, кто не занимает положения брахмана. Но если мы примем принцип варн и ашрамов в том виде, в каком он рекомендован шастрами, и если мы будем развивать это Движение сознания Кришны, тогда несомненно каждый будет занят своим делом, и с безработицей будет покончено. Поэтому я думаю, что если развивать это Движение, основанное на принципах Бхагавад-гиты, все проблемы человеческого общества будет решены". (Письмо Шрилы Прабхупады Прабхакару, 31 мая 1975, Шрила Прабхупада Шикшамрита).

"На самом деле наши ученики изучают духовную науку, в этом нет сомнения, и есть закон, согласно которому, студенты-богословы не призываются в армию, так почему бы им не воспользоваться?
Согласно Бхагавад-гите, которую ты со всей серьезностью изучаешь, человек, принадлежащий к военному сословию, должен воевать. Арджуна принадлежал к этому сословию, и Господь Кришна настойчиво требовал, чтобы тот сражался. Так что мы принципиально не отказываемся от войны в интересах государства, или за идеалы, но мы считаем, что война — не дело учеников, обучающихся сознанию Бога. Современная цивилизация грешит односторонностью, и мы не одобряем ее. Цивилизация без сознания Бога представляет собой животное сообщество — это научный факт. Наши ученики проповедуют эту философию в соответствии с авторитетной версией Бхагавад-гиты, поэтому они должны быть отнесены к группе 4D. За это мы должны побороться.

Пока что ты должен очень серьезно изучить Бхагавад-гиту и постараться принять следующие пункты нашей философии. Бог один. Он является отцом всех живых существ. На различных планетах обитает бесчисленное множество живых существ, большая часть этих планет относится к духовному миру, а меньшая часть — к материальному. Те, кто живет на материальных планетах, обусловлены законами материальной природы и, забыв свои отношения с Богом, постоянно сражаются за существование. Отсюда войны и другие скверные условия материальной жизни. Мы пытаемся дать людям знание о том, как перенестись в духовный мир, поэтому наше Движение чрезвычайно важно, и нам необходимо много проповедников, чтобы донести это послание до всего мира. Поэтому наших учеников не нужно без необходимости призывать к военной службе, ведь им это занятие совершенно не подходит" (Письмо Шрилы Прабхупады Ваманадеве, 16 февраля 1969, Шрила Прабхупада Шикшамрита).

"Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины".

Комментарий Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

"Для мирной семейной жизни крайне важно, чтобы жена следовала обетам своего мужа. Если жена несогласна с какими-то его обетами, их семейная жизнь будет отравлена. Чанакья Пандит дал на этот счет очень ценное наставление: дампатйох калахо насти татра шрих свайам агатах. В доме, где нет распрей между мужем и женой, поселяется сама богиня процветания.

Женщину следует воспитывать так, чтобы она могла соблюдать правила, перечисленные в этом стихе. Главное для добродетельной женщины — всегда заботиться о благе своего мужа и любить его. В «Бхагавад-гите» (1.40) сказано: стришу душтасу варшнейа джайате варна-санкарах — если женщины утрачивают чистоту, у них будут рождаться дети, относящиеся к категории варна- санкара. В наши дни примером варна-санкары являются хиппи, которые не признают никаких правил. Другая проблема людей, относящихся к категории варна-санкары, заключается в том, что среди них очень трудно определить положение конкретного человека. Варнашрама — это научное деление общества на четыре варны и четыре ашрама, но в обществе, состоящем из варна-санкары, такого деления нет, и потому невозможно понять, кто есть кто: в таком обществе стираются грани между брахманами, кшатриями, вайшьями или шудрами. Чтобы люди жили в этом мире спокойно и счастливо, необходимо восстановить систему варнашрамы. Нужно определять, к какому роду деятельности склонен каждый человек, и давать ему соответствующее образование. Тогда духовное развитие людей станет естественным".

Вайшьи (из сборника лекций Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады "Нектарное наследие").

Бхагавад-гита 2.46-47.
Нью-Йорк, 28 марта, 1966 г.

"В Бхагавад-гите вы найдете, что торговое сословие… Что собой представляет торговое сословие? Крши-го-ракшйа-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам. Вайшйа означает торговое сословие. Оно предназначено для оказания защиты животных, производства зерна
и его продажи. Вот и все.

Поскольку раньше не было промышленности — люди в основном зависели от сельского хозяйства — торговое сословие обычно производило зерно и продавало его, и их обязанностью была защита коров. Как царю доверяют защиту жизни граждан, аналогично, классу ваишйев или торговому сословию, доверялось защищать жизнь коров. Почему именно корову следует защищать? Потому что молоко — это основная пища для человеческого общества, поэтому защита коров — это долг человеческого общества. Такова концепция ведической литературы" (Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектарное наследие. Том 1 / Пер. с англ. Прананатха дас, 2012. - С. 106).

ИСККОН является настоящим Арйа-самадж.

"В человеческом обществе должна существовать система разделения. Это называется варнашрама-дхарма. Такова ведическая цивилизация. Это действительно называется Арйа-самадж. Арйа-самадж не значит стать мошенником и глупцом и отрицать существование Бога. Нет, это анарйа. Подобно тому, как Кришна упрекнул Арджуну: анарйа-джушта. "Ты говоришь, как анарйа". Тот, кто не обладает сознанием Кришны, он анарйа. Анарйа. Арйа - это тот, кто продвигается в сознании Кришны. Так, в действительноти, Арйа-самадж означает человека в сознании Кришны. В противном случае, фиктивные, поддельные Арйа-самадж... Так что, на самом деле, Арйа-самадж означает общество сознания Кришны, Международное общество [сознания] Кришны..."
Источник: VedaBase => Bhagavad-gita 2.7 — London, August 7, 1973

ВАРНЫ И АШРАМЫ (из сборника лекций Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады "Нектарное наследие").

Бхагавад-гита 4.13–14.
Нью-Йорк, 1 августа 1966 г.

"Шрила Прабхупада:
Чатур-варнйам майа срштам, эти четыре класса человеческого общества сотворены Господом для того, чтобы человек возвысился над тисками майи, иллюзии. Так же как человек должен получать образование, проходя от начальной школы до высшей, это разделение труда существует лишь для того, чтобы возвысить человека от низшей стадии сознания до уровня сознания Кришны. Это сотрудничество" (Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектарное наследие. Том 2 / Пер. с англ. Прананатха дас, 2012. - С. 126).

Кшатрии.

Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.6.6-9
(9 марта 1968, Лос-Анджелес).

"Шрила Прабхупада:

Когда ваш сын вырастает, вы можете женить его и потом уйти из дома. Жена может оставаться с вами как друг, но между вами не должно быть никакой половой жизни. Это называется ванапрастха. Ванапрастха означает - уход от дел. И это следующий период обучения. Это также обучение. Первое обучение - это брахмачари. Ребёнка нужно обучать таким образом, чтобы когда он станет домохозяином, он умел сдерживать себя и регулировал свою жизнь. И затем, после того, как он удовлетворил свои чувства, когда ему исполнилось пятьдесят лет, ему рекомендуется уйти. Ему говорят: «Теперь никакого чувственного наслаждения. Теперь готовься оставшиеся дни своей жизни посвятить духовной культуре». Это называется ванапрастха. Ванапрастха означает - уход от дел и подготовка к полному отречению от этой мирской жизни. И когда уже человек готов к этому, он просит свою жену вернуться домой и его взрослые сыновья заботятся о ней. Жена всегда находится под защитой. В детстве и в юности её защищает отец, в молодости её защищает ее муж, в старости её защищают её взрослые сыновья. Такова эта традиция. Женщине никогда не предоставляется независимость. В Ману-самхите говорится:

настрийам сватан татам архати

- женщине никогда нельзя давать независимость. Это хорошо для неё. Да. Как например ребёнку нельзя предоставлять независимость, иначе он просто станет испорченным. Точно также и женщине нельзя предоставлять независимость, таково указание Ману-самхиты. Нужно всегда предоставлять защиту детям, женщинам, брахманам, коровам и старикам. Им нужно предоставлять соответствующую защиту. Таково указание.

Итак, ванапрастха. Когда человек уже получил полное знание и подготовку об отречении от мира, он отправляет свою жену к взрослым сыновьям и принимает саньясу. Вот у меня одежда саньяси. Это уже не подготовка. Подготовка закончилась. Саньяса означает, что человек должен распространять духовное знание, ходя от двери к двери. Вот чем он должен заниматься. У него нет больше привязанности к семье, ему не нужно больше думать о поддержании себя, потому что этим должно заниматься общество. Оно должно заботиться о брахмачари, ванапрастхах и санйаси. Видите? Это духовный коммунизм. Один уклад людей, то есть домохозяева должны поддерживать три другие уклада общества. Уже было сказано, что общество делится на четыре категории: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санйаси. И только грихастхам позволяется зарабатывать деньги. Но брахмачари, ванапрастхи и санйаси должны жить за счёт грихастх. Брахмачари должен ходить от двери к двери и просить пожертвование для духовного учителя и приносить ему это пожертвование. Духовный учитель - это санйаси. И то, что брахмачари приносят из этих продуктов, они готовят себе пищу и едят её. И главная их обязанность развивать духовное сознание Кришны. Такова эта система. Это означает, что обязанность грихастх или домохозяев поддерживать три оставшиеся категории людей. Это и называется варнашрама-вибхавеша".

К сожалению, индийцы отреклись от истинного вероучения - санатана-дхармы, или варнашрама-дхармы, - и приняли некую мешанину, именуемую "индуизмом". Отсюда и все неприятности.

Ведическая религия - это варнашрама-дхарма, разделение общества на четыре сословия и четыре духовных уклада.

Четыре сословия представляют брахманы [жрецы и интеллигенция], кшатрии [правители и воины], вайшьи [торговцы и земледельцы] и шудры [люди, занятые физическим трудом].

А четыре духовных уклада – это брахмачари [ученики, хранящие обет безбрачия], грихастхи [семейные люди], ванапрастхи [те, кто уже отошел от активной деятельности], санньяси [отрекшиеся от мира].

Когда люди, принадлежащие ко всем этим сословиям и укладам, действуют заодно, ради удовлетворения Господа, - это и есть истинная религия, или дхарма.
Путешествие вглубь себя.

Вайшьи.

Лекция по Бхагават-Гите, 2.1-11
(17 октября 1975, Йоханнесбург).

"Шрила Прабхупада:

крши-го-ракшйа-ваниджйам
ваишйа-карма свабхава-джам
/БГ 18.44/

Вайшья означает, что они должны заботится о коровах, защита коров, го-ракшйа. Почему го-ракшйа? Почему не ракшйа других животных? Кришна не сказал "ракшйа животных" или "джанавал-ракшйа". Го-ракшйа. Корова это очень, очень важное животное. Если вы хотите прогрессировать в вашем духовном сознании, тогда у вас должно быть достаточно молока и достаточно зерна. Это цивилизация. Поэтому долг вайшьев это выращивать зерно.

аннад бхаванти бхутани
/БГ 3.14/

Аннад. В обществе, если у вас есть достаточно анны, то будут счастливы и животные и люди. Таково указание Бхагавад-Гиты, всё практично. Если вы будете следовать Бхагавад-Гите, со всех точек зрения - социально, политически, экономически, религиозно, культурно - вы будете совершенны. Это Бхагавад-Гита. Поэтому мы приняли эту миссию, чтобы проповедовать Бхагавад-Гиту как она есть, для того, чтобы решить все проблемы мира. Это цивилизация ариев. Цивилизация ариев означает следовать принципам Бхагавад-Гиты".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20BG/BG%202_1_11%20Johannesburg%2017_10_1975.html

Лекция по Бхагават-Гите, 13.3
(30 декабря 1972, Ахмедабад).

"Шрила Прабхупада:

Всё, что вы ни делаете для удовлетворения Верховного, это называется йаджна. йаджнартхат карма анйатра. Также как в Вишну Пуране сказано:

варнашрамачаравата
пурушена парах пуман
вишнур арадхйате пантха
нанйат тат-тоша-каранам
/Вишну-пурана, 3.8.9, ЧЧ, Мадхья 8.58/

Это разделение варнашрамы брахмана, кшатрийа, вайшйа, шудра предназначено для удовлетворения Верховного. Варнашрама. Варнашрамачаравата. Те, кто строго следуют правилам и предписаниям варн и ашрамов. Брахмана, кшатрия, вайшйа, шудра, брахмачари, грихастха, ванапрастха, санйаса. Это варна и ашрама.

Итак, ведическая цивилизация предназначена для, я имею в виду, обучения всех людей таким образом, чтобы они были заняты в совершении йаджны. Это называется йаджна, йаджнартхе карма. Итак, действует ли он как шудра или он действует как брахман, не имеет значения. Истинная цель это удовлетворить Верховного. Это очень легко. Теперь, существует столько много рангов служащих в большом заведении. Или менеджер или приказчик или слуга. Так как всё предназначено для того, чтобы удовлетворить руководство, все тогда действует правильно.

Подобным образом в соответствии со способностями, один является обычным слугой, другой является менеджером, другой является клерком, тот является тем и этим. Это хорошо. Подобным образом, в соответствии с качествами, человек является брахманом, человек может быть кшатрием, или шудрой или вайшьей. Это не имеет значения. Но всё общество, если они заняты тем, чтобы удовлетворить Кришну, это совершенство. Движение сознания Кришны не просит всех стать саньяси как я, и всё оставить. Нет. Это не наша программа. Действуйте как брахман, как кшатрий, или вайшья, или шудра. Это не имеет значения. Но пытайтесь удовлетворить Кришну. Такова программа.

Это описывается Шримад-Бхагаватам:

атах пумбхир. На собрании в Наимишаранйи, большое собрание великих святых личностей и брахманов. И Сута Госвами главенствовал. Он говорил. И он говорит:

атах пумбхир двиджа-шрештха
/ШБ 1.2.13/

Вы все собравшиеся здесь, вы являетесь лучшими из брахманов. двиджа-шрештхах. Мои дорогие двиджа-шрештхах. Обычные и не обычные люди. атах пумбхир двиджа-шрештха варнашрама-вибхагашах. Он ссылается на варнашраму. Вы не можете. Если вы хотите, если вы хотите поддерживать совершенную человеческую цивилизацию, тогда вы должны поддерживать эту варнашраму. Иначе будет хаос. Вы должны приспосабливаться. Никто не ниже, чем другой. Никто не выше".
https://www.prabhupada.com.ua/Lection%20BG/BG%2013_3%20Bombay%2030_12_1972.html#zapstra1

ВАРНЫ И АШРАМЫ (из книги А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады "Наука Самоосознания").

Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?

"Кришна рекомендует именно эту божественную варнашрама-дхарму, а не кастовую систему в ее современном понимании. Эта нынешняя кастовая система порицается теперь и в Индии, и она заслуживает того, потому что деление людей по их происхождению противоречит ведической божественной кастовой системе.

Люди в обществе подразделяются на разряды: одни из них инженеры, другие медики, третьи химики, четвертые торговцы, предприниматели и т.п. Однако принадлежность людей к этим классам должна определяться не их происхождением, а качествами. Ведическая литература не допускает ничего похожего на наследственную кастовую систему, и мы тоже не признаем ее. У нас нет ничего общего с кастовой системой, которую в настоящее время отверг и народ Индии. Напротив, мы предоставляем каждому возможность стать брахманом и достичь высшего статуса жизни.

Из-за того что современному обществу недостает брахманов (духовных наставников) и кшатриев (администраторов), а во всем мире у власти стоят шудры, т.е. рабочие, класс людей физического труда, в обществе так много противоречий. Чтобы смягчить эти противоречия мы и основали движение сознания Кршны. Если действительно будет восстановлен класс брахманов, другие уклады, обеспечивающие благополучие в обществе, появятся сами собой, точно так же, как если мозг в полном порядке, другие части тела - руки, живот и ноги - тоже действуют как следует".

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.23
(3 ноября 1972, Вриндаван).

"Шрила Прабхупада:

Весь материальный мир движется под воздействием раджо-гуны и тамо-гуны. Обычно. Саттва-гуны совсем не много. Особенно в этот век, практически нет саттва-гуны. Раджа-гуны также совсем немного. Тамо-гуна доминирует. По этой причине, шастры говорят, что в этот век большинство людей шудры; из-за недостатка саттва-гуна и раджа-гуны. Брахмана-кшатрия. Деятельность брахманов и кшатриев практически сведена к нулю. Нет защитников. Кшатрий это тот, кто защищает людей от вреда. Поэтому класс кшатриев, это были царские семьи, и брахманы, они были предназначены для того, чтобы давать духовное образование.

брахма джанати брахманах

И предназначение вайшьи это торговля, сельское хозяйство и защита коров. Как кшатрии защищали граждан, подобным образом вайшьи защищали коров.

крши-го-ракшйа-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам
/БГ 18.44/

Теперь вайшьи, у них большие, большие фабрики, они могут поддерживать большие, большие заводы, но они не могут поддерживать коров. Таково положение. Подобным образом, кшатрии, они стали выполнять другие обязанности. Брахманы также, они оставили свои занятия. Все перешли на уровень шудр. Поэтому очень трудно убедить их в духовной жизни".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_2_23%20Vrindavan%203_11_1972.html

ВСЕ КАЧЕСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.16.25
(21 января 1974, Гавайи).

"Шрила Прабхупада: Теперь правдивость, в наши дни только снится. Правды нет. Все… Начиная с президента и заканчивая обычным человеком на улице, никто не говорит правду. Теперь в вашей стране президента спрашивают по-разному, потому что оказалось, что он не честен. Итак, это давняя история, правдивость. Это также брахманическое качество. Все эти качества упоминаются. Невозможно обрести все качества в одном человеке. Это невозможно. Также как вы разделите… Если надо что-то сделать, мы разделяем задания, «Мистер Вы, сделайте это. А вы, вы сделайте это. Ты сделай то». Подобным образом, все качества должны быть распределены среди всего населения. Поэтому в Бхагават-Гите у нас есть указания Верховного Господа,

чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах
/БГ 4.13/

Человек не может… Предположим бизнесмен. Бизнесмен он не может быть строго правдивым. Это невозможно. Политик, он не может быть на самом деле правдивым. Иначе весь его бизнес будет испорчен. Всё. Предположим вы идёте в магазин. Владелец магазина говорит, «О, вы мой настоящий друг. Я не возьму с вас никакой прибыли. Я дам вам по себестоимости. Возьмите». Итак, вы верите, но на самом деле, как это возможно, дать по себестоимости? Как он будет поддерживать бизнес? Я знаю, что он говорит не правду, тем не менее, я принимаю, «О, это очень правдиво». Итак, есть много таких вещей.

Итак, первое дело это истина. Поэтому… Затем правдивость надо отвергнуть? Нет. Другой класс, класс брахманов, он должен быть правдивым. Должно быть понимание. Также как в университете, образовательном учреждении, есть юридический департамент. Это не так, что всё население государства становится адвокатами. Нет. Часть людей могут быть юристами. Другая часть может быть инженерами, медработниками. Поэтому все эти качества должны быть. Также как образовательная система. «Вот юридический класс. Вот класс ботаники. Вот химический класс». Всё, что вы готовы принять, вы можете принять. Но должны быть эти качества. А не так, что потому что невозможно стать правдивым, поэтому правдивость нужно полностью отвергнуть. Нет. Должна быть одна часть. Это квалификация брахмана,

сатйам шамо дамас титикша арджавам
/БГ 18.42/

Но эти качества должны быть в обществе, так или иначе. А они должны сотрудничать. Это совершенство общества".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_16_25%20Hawaii%2021_01_1974.html

Вайшьи.

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.6
(23 июля 1973, Лондон).

"Шрила Прабхупада:

Такова система, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Итак, брахманы будут давать указания, и цари кшатрии будут выполнять это. И вайшьи будут производить зерновые.

ваишйа-карма свабхава-джам. крши-го-ракшйа-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам
/БГ 18.44/

Для вайшьи существует три вида деятельности: в первую очередь производить еду, и затем защищать коров. Так как корова является важным животным, необходима защита коров. Итак, крши-го-ракшйа-ваниджйам. И там где есть недостаток еды, перевозить еду туда, занимаясь бизнесом. Это три обязанности вайшьи".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_2_6%20London%2023_07_1973.html

ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С КАЧЕСТВАМИ.

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.25.21
(21 ноября 1974, Бомбей).

"Шрила Прабхупада:

Гуна и карма... Также как здесь, в практическом мире, вы можете работать как инженер, если у вас есть квалификация, - карма. Если у вас есть квалификация продавца, то вы не можете действовать как инженер. Это не возможно. Если у вас есть квалификация учителя, преподавателя, тогда вы можете стать учителем.

Итак, весь мир действует таким образом, гуна-карма-вибхагашах. Итак, гуна означает, что в соответствии с нашим положением или в соответствии с нашей ментальностью, мы заражаемся какой-то гуной, саттва-раджас-тамо-гуна.

Итак, гуна-карма.
гуна-карма-вибхагашах

Это очень научно. Вы можете стать... Если вы обретёте качества брахмана, тогда, если вы будете действовать как брахман, гуна-карма-вибхагашах, тогда вы станете брахманом. Если у вас есть качества кшатрия, и если вы будете действовать как кшатрий, тогда вы станете кшатрием. Если у вас есть качества торговца, бизнесмена, и если вы будете действовать как бизнесмен или как фермер, тогда вы станете вайшьей. Это очень научно. А не так, что человек определяется по рождению. Нет. В соответствии с качествами. Также как медицинская ассоциация. Медицинская ассоциация не означает, что все врачи в ассоциации, рождаются в одной семье. Нет. Они рождаются в разных семьях. Но потому что у них есть квалификация, и они работают как врачи, поэтому их принимают в медицинскую ассоциацию или в члены ассоциации медработников. Это практично. Подобным образом, если вы обретёте качества брахмана и если вы будете действовать как брахман, тогда вас будут принимать как брахмана. Подобным образом кшатрий, подобно этому вайшья".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%203_25_21%20Bombay%2021_11_1974.html

Из лекции Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады по Шримад-Бхагаватам 1.8.46
(8 мая 1973, Лос-Анджелес).

"Шрила Прабхупада:

Общество должно быть разделено. Оно уже существует, это деление, оно естественно. Мы должны лишь выбрать. «Этот мальчик брахман, этот мальчик кшатрий, этот мальчик ваишйа, а этот мальчик шудра». И им нужно дать отдельную, разную работу. И тогда будет мир. Если человек занят в соответствии со своими естественными наклонностями, то он будет успешен. Но если вы дадите какую-нибудь другую работу, это всё равно, что поставить телегу перед лошадью, это успеха не принесёт. Поэтому Кришна говорит... Вы можете сказать, что нет необходимости в кшатриях, пусть все будут шудрами. Но нет, тогда будет социальный скандал. Всё должно быть. Должен быть брахман и должен быть кшатрий, должны быть ваишйи и шудры. А государство должно следить за тем, чтобы эта система научно соблюдалась, и чтобы люди получали образование, соответственное их природе. Это обязанность царя. Он должен следить за тем, чтобы те, у кого дух кшатрия обучались как кшатрии, брахманы обучались как брахманы. Всё это необходимо".
https://prabhupada.com.ua/Lection%20SB/SB%201_8_46%20Los%20Angeles%2008_05_1973.html

Начало формы

   

Конец формы

Начало формы

   

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: