double arrow

Вопрос 2. Неверие

а) Определение.

Лексическое значение арабского слова «куфр» – «покрытие», «окутывание». В шариате же это слово является полной противоположностью веры и означает неверие в Аллаха и Его посланника. Неверующий человек может действительно считать истину ложью, а может и не делать этого. Он может сомневаться в ней или отворачиваться от нее по причине зависти, высокомерия или потакания собственным страстям, отвлекающим его от следования путем небесного послания.

б) Виды неверия.

Неверие бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие обрекает человека на вечные страдания в Аду, в то время как за малое неверие человек заслуживает наказание, но не вечные страдания.

1. Великое неверие.

Оно проявляется в пяти формах:

Первая форма – неверие по причине того, что человек считает истину ложью (куфр ат-такзиб). Это – убежденность в том, что посланники Аллаха были лжецами, и если человек считает их лжецами на словах или в сердце, то он является неверующим. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?» (аль-Анкабут, 68).

Вторая форма – неверие по причине отказа от истины и высокомерия (куфр аль-иба ва аль-истикбар). Такой человек знает о правдивости посланника, , и знает о том, что он принес истину от Аллаха, однако он не повинуется его приказам и не выполняет его повелений по причине высокомерия и упрямства. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (аль-Бакъара, 34).

Третья форма – неверие по причине сомнения (куфр аш-шакк). В этом случае человек колеблется и не испытывает уверенности в правдивости посланников. Такую форму неверия называют пребыванием в догадках, поскольку они являются противоположностью уверенности и убежденности. Доказательством этого служат слова Всевышнего: «Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет.  Я не думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное».  Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной?  Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу» (аль-Кахф, 35-38).

Четвертая форма – неверие с отвращением от истины (куфр аль-ирад). Под отвращением здесь подразумевается полное отвращение от религии, когда человек слухом, сердцем и знаниями отворачивается от того, что принес посланник (мир ему и благословение от Аллаха). Об этом свидетельствует высказывание Всевышнего: «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают» (аль-Ахкаф, 3).

Пятая форма – неверие с проявлениями лицемерия (куфр ан-нифак). Здесь имеется в виду лицемерие в воззрениях, когда человек выдает себя за верующего и скрывает свое неверие.[ «Мадарик ас-Саликин» (1/346).] Доказательством этого служат слова Всевышнего: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны, и теперь они не разумеют» (аль-Мунафикун, 3).

Лицемерие бывает двух видов:

1. Лицемерие в воззрениях. Оно относится к проявлениям великого неверия и выводит человека из лона религии. Такое лицемерие проявляется в шести формах: отрицание правдивости посланника; отрицание правдивости чего-либо из того, что он принес; ненависть к посланнику; ненависть к чему-либо из того, что он принес; ликование от унижения религии посланника; и неприязнь к торжеству религии посланника.

2. Лицемерие в поступках. Оно является проявлением малого неверия и не превращает человека в неверующего. Тем не менее, оно расценивается как тяжкое преступление и великий грех. Некоторые из его форм упомянуты в следующем хадисе Пророка (мир ему и благословение от Аллаха): «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно. А тот, кто отличается хотя бы одним из этих качеств, не избавится от лицемерия до тех пор, пока не избавится от этого качества». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. [ «Сахих аль-Бухари» (34), «Сахих Муслим» (58).]

Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) также сказал: «Лицемера отличают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его». Этот хадис передал аль-Бухари.[ «Сахих аль-Бухари» (33).]

2. Малое неверие.

Оно не превращает человека в неверующего и обрекает его не на вечные страдания в Аду, а на суровое наказание. Фактически оно является неблагодарностью за оказанную милость и объединяет все деяния, которые в священных текстах называются неверием, но не достигают степени великого неверия. Приведем несколько примеров этого.

Всевышний сказал: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (ан-Нахль, 112).

Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Два качества являются проявлением неверия в людях: порочение родословной и причитания по покойникам». Этот хадис передал Муслим.[ «Сахих Муслим» (67).]

Пророк (мир ему и благословение от Аллаха) также сказал: «Не возвращайтесь после меня к неверию, рубя головы друг другу». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[ «Сахих аль-Бухари» (121), «Сахих Муслим» (65).]

Эти и другие примеры относятся к неверию без неверия, которое не выводит человека из мусульманской религии.

Всевышний сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных.  Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат, 9-10).

Великий и Могучий Аллах назвал их верующими, несмотря на то, что они сражались друг с другом.

Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает. Кто же приоб­щает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48). Этот прекрасный аят указывает на то, что воздаяние за все грехи, которые уступают по тяжести многобожию, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, то Он накажет грешника в зависимости от тяжести его греха, а если нет, то Он сразу простит его. Однако это не распространяется на многобожие, потому что Аллах никому не прощает его, о чем ясно свидетельствует этот аят. Кроме того, Всевышний по этому поводу сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (аль-Маида, 72).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: