Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Феде­рации сегодня неразрывно связана с проведением военной рефор­мы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.

Как известно, отправной точкой начала реформирования Воору­женных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О пер­воочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Пре­зидент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на пе­риод до 2000 г.

Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в на­чале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер междуна­родных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы — обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обес­печении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.

В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономиче­ским и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи.

В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интере­сах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту стра­ны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуще­ствление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Инте­ресы обеспечения национальной безопасности России предопреде­ляют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности Рос­сии определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на ста­дии их зарождения.

Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руковод­ством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам стра­ны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Воору­женных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, являет­ся Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации во­енного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопас­ности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).

Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей числен­ностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.

Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах — Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Ре­спублики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мир­ного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента со­ставляла около 500 человек.

20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию при­днестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был вве­ден 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Россий­ской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Респуб­ликой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

Комплектование органов управления, воинских частей и подраз­делений специального воинского контингента осуществляется на до­бровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинско­го контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при про­ведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвен­цией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безо­пасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольст­вия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.

Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контин­гента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офи­церских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская об­ласть).

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подго­товке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подго­товки и обучения и утверждены программы подготовки всех катего­рий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и дру­гие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаи­мопонимание.

7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: