double arrow

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

1. Понятие, основные объекты и структура национальной безопасности.

2. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

3. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

5. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Категория «безопасность» является базовой среди наиболее общих понятий, характеризующих сферу обеспечения национальной безопасности. По образному выражению авторов монографии, посвященной правовой основе обеспечения национальной безопасности РФ, понятие «безопасность» находится на первом уровне «дерева категорий», которые характеризуют национальную безопасность[1].

Проблема безопасности в науке является дискуссионной, единства мнений здесь нет, что обуславливает существование различных подходов к ее определению[2]. Специализированный словарь «Безопасность Евразии–2002» характеризует безопасность как «состояние, тенденции развития (в том числе и латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование»[3].




При этом отмечается противоречивость подходов к толкованию безопасности. С одной стороны, есть традиционная характеристика безопасности как положения, при котором не угрожает опасность, то есть отсутствуют условия и силы, могущие нарушить стабильное функционирование общества. Понятно, что такую ситуацию даже теоретически смоделировать невозможно[4]. Более реалистичной является позиция, которая исходит из того, что безопасность представляет собой не мир без опасностей, а его способность к адекватному ответу на реальные и возможные вызовы исторического процесса и непосредственные угрозы стабильности и развитию человеческого сообщества в целом и его отдельным образованиям[5].

Наиболее оптимальное, на наш взгляд, определение категории «безопасность», учитывающее высказанные выше замечания, приводит специализированный энциклопедический словарь под редакцией Д.О. Рогозина, согласно которому безопасность есть «состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба» [6].

Безопасность представляет собой сложное многогранное социальное явление, тесно взаимосвязанное со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Этим объясняется тот факт, что специалистами выделяются десятки и даже сотни различных видов безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (далее – Закон РФ «О безопасности)»[7]. Анализируя данный перечень, нельзя не согласиться с высказанным в науке мнением о том, что при выделении различных видов безопасности специалисты не всегда заботятся о соблюдении логических правил классификации, что приводит к смешению на одном уровне общих и частных вопросов[8].



С пространственно-географическим взаимодействием социальных организмов связано наличие трех относительно самостоятельных геополитических уровней безопасности: международная безопасность, региональная безопасность, национальная безопасность[9]. Для каждого уровня присущи специфические особенности, собственная конфигурация и механизмы создания условий для достижения приемлемой, гарантированной безопасности[10].

Понятие «национальная безопасность» используется для обозначения комплекса отношений по обеспечению безопасности конкретной страны в ее территориальных границах, а в некоторых случаях – и за ее пределами. При этом термин нация в данном контексте здесь употребляется в значении «согражданства в пределах единой государственности»[11].



По мнению И.Ф. Кефели, «сама по себе национальная безопасность представляет геополитический аспект безопасности вообще (safety, security), охватывающий весь комплекс вопросов физического выживания государства, защиты и сохранения его суверенитета и территориальной целостности»[12]. Здесь делается акцент на безопасности государства, а сам многонациональный народ России остается в тени. Указанный недостаток преодолевается в дефиниции Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, определяющей национальную безопасность как «систему условий гарантированного выживания страны и народа, ее населяющего»[13].

В официальных документах Российской Федерации приводятся различные определения понятия «национальная безопасность»:

  • состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года);
  • безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ (Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г.[14]);
  • состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (Закон РФ «О безопасности»)[15].
  • Не менее «пестрая» картина трактовки национальной безопасности существует и в отечественной науке. Вот лишь некоторые из дефиниций, приводимых ведущими российскими специалистами в данной области:
  • состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни (Возженников А.В.[16]);
  • состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой функционирование (Бельков О.А.[17]);
  • способность нации удовлетворять потребности, необходимые для самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования, с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего и будущих поколений (Белов П.Г. [18]).
  • физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы (Гаджиев К.С. [19]);

Каждое из приведенных нормативных и доктринальных определений отражает определенный аспект сущности и содержания понятия национальной безопасности с большей или меньшей степенью адекватности.

Обращает на себя внимание, что в основе официальных определений национальной безопасности заложен термин «защищенность», который следует понимать как «способность сохранения объектом или системой своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов»[20]. При этом действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, как и ранее действовавшая Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г., ушли от словосочетания «защищенность интересов», которое используется в Законе РФ «О безопасности» и обоснованно подвергается критике в научных исследованиях. В качестве объектов защищенности в них называются личность, общество и государство, которые и выступают в качестве объектов национальной безопасности. В науке под объектами безопасности, под которыми понимаются «реально существующие явления, процессы и отношения, предупреждение или устранение угроз которым составляет цель и основное содержание политики безопасности»[21].

Необходимо отметить, что выделение уже ставшей «классической» триады «личность – общество – государство» в качестве объектов безопасности является устоявшимся методологическим подходом в исследовании теории национальной безопасности в нашей стране. В то же время, выдвигаются и альтернативные предложения по определению основных объектов национальной безопасности, например «территория страны – народы страны – уклад их жизни» (Белов П.Г.), которые имеют под собой определенные основания.

Закон РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности относит:

1) личность – ее права и свободы;

2) общество – его материальные и духовные ценности;

3) государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Потребность в обеспечении безопасности связана с существованием угроз объектам безопасности. Угрозы безопасности – это любые внутренние или внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития и требующие для повышения уровня социального развития снижения своих количественных характеристик. Они являются важнейшим фактором формирования и функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года угроза национальной безопасности определяется как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства».

В науке общепризнанной является связь национальной безопасности с национальными интересами страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет национальные интересы Российской Федерации как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». Закон РФ «О безопасности» использует понятие жизненно важные интересы, трактуя их как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Данные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики. Главная составляющая национального интереса – это «императив самосохранения государства»[22].

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  •  в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  •  в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  •  в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

В основе национальных интересов лежат национальные ценности. Социальная система любого масштаба предполагает существование совокупности разделяемых всеми общих материальных и духовных ценностей, которым присущи вполне определенные мировоззренческие, исторические, культурологические, социально-экономические, географические и демографические признаки[23]. Для России характерно наличие своих цивилизационных ценностей, которые сложились на протяжении ее тысячелетнего развития, разрушение которых будет тождественно гибели российской цивилизации в целом[24].

Структура национальной безопасности включает себя различные виды безопасности, которые могут классифицироваться по различным основаниям.

I. В зависимости от нахождения источника опасности:

1) внутренняя безопасность;

2) внешняя безопасность;

II. По объектам безопасности:

1) безопасность личности;

2) безопасность общества;

3) безопасность государства;

III. По сферам охраняемых общественных отношений:

1) политическая безопасность;

2) экономическая безопасность;

3) социальная безопасность;

4) общественная безопасность;

5) информационная безопасность;

6) духовная безопасность;

7) военная безопасность;

8) экологическая безопасность.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года называет основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации национальную оборону, государственную и общественную безопасность.

2. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения национальной безопасности включают себя комплекс правовых источников национального и международного права, регламентирующих общественные отношения в данной сфере. Необходимо учитывать, что деятельность по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации является предметом правового регулирования различных отраслей национального права: конституционного, административного, военного, уголовного, процессуального и др., то есть носит межотраслевой характер. Однако основы правового регулирования в данной области закладываются именно нормами конституционного права, на основе и во исполнение которых осуществляется правовое регулирование иными отраслями права.

Деятельность обеспечению национальной безопасности как объект правового регулирования имеет специфические особенности: для нее характерно широкое применение мер государственного принуждения, вплоть до физического уничтожения живых и неживых объектов, а также использование негласных скрытых методов воздействия (хотя это вовсе не означает, что такая деятельность есть сплошное насилие; приоритет здесь отдается ненасильственным способам воздействия). В этой связи автор полностью разделяет мнение И.Н. Глебова о том, что право ограничено в регламентации многих и прежде всего силовых методов обеспечения безопасности[25]. Особенно это касается деятельности спецслужб, функционирующих во многом в «теневом режиме» для общества.

В тоже время, право может и должно устанавливать пределы деятельности спецслужб, чтобы избежать произвола и нарушения прав человека под «покровом секретности». Что касается применения мер государственного принуждения, то оно, напротив, требует очень тщательной правовой регламентации.

В целях четкости изложения и удобства восприятия рассмотрение правовых источников, составляющих правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, будет осуществляться через их классификацию в три больших блока с более мелким делением в каждом из них.

I. Блок концептуально-стратегических официальных документов – включает себя комплекс юридических актов, закрепляющих концептуальные, доктринальные и стратегические основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и отдельных ее составляющих. Их особенность состоит в том, что в большинстве случаев они не содержат норм права. Однако именно эти акты закладывают те концептуальные основы и стратегические приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которые затем находят свое воплощение в текущем законодательстве. Принимаются на основе Конституции Российской Федерации и не могут ей противоречить.

1) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537)[26] - основополагающий документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, представляющий официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Включает в себя следующие разделы: I. Общие положения; II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития; III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты; IV. Обеспечение национальной безопасности; V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии; VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности. Документ заменил Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 и действовавшую в редакции указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662, в ред. от 8 августа 2009 № 1121-р))[27] – базовый концептуальный документ в сфере долгосрочного социально-экономического развития Россия, цель которой – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Выступает в определенной части основой как для Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, так и для других стратегических и концептуальных документов в сфере обеспечения национальной безопасности.

3) Военная доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146)[28] – является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Документ закрепляет определение военной безопасности Российской Федерации как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. В нем содержится описание военных опасностей и военных угроз Российской Федерации, а также основы военной политики Российской Федерации и военно-экономического обеспечения обороны.

4) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895[29] – представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Определяет национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и способы их обеспечения, содержит описание угроз информационной безопасности Российской Федерации и их источников, состояния информационной безопасности Российской Федерации и основных задач по ее обеспечению. Закрепляет методы, основные положения государственной политики и организационную основу обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

5) Концепция внешней политики от 12 июля 2008 года № Пр-1440[30] –система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Содержит оценку состояния современного мира, роли и места России в нем, закрепляет приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем и проблем регионального уровня, а также определяет основы формирования и реализации внешней политики Российской Федерации.

6) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.)[31] – основополагающий документ, определяющий государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства (национальную морскую политику Российской Федерации).

7) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120)[32] – представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Закрепляет показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки, описывает риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, определяет основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, механизмы и ресурсы ее обеспечения.

8) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.)[33] – определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

9) Национальная стратегия противодействия коррупции(утв. указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460)[34] – представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами. На ее основе принимает Национальный план противодействия коррупции.

II. Блок международно-правовых актов в сфере обеспечения международной безопасности – включает в себя международные договоры Российской Федерации универсального и регионального характера. Данный блок актов имеет важное значение в связи с органической связью национальной безопасности с региональной и международной (глобальной) безопасностью[35]. Активное развитие процесса глобализации, характеризующегося увеличением взаимосвязанности и взаимозависимости стран, включенных в мировое сообщество, еще в большей степени усиливает данную тенденцию. Россия в последнее время все более активно участвует в системах региональной и международной безопасности, включая Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества. Кроме того, значение международных актов определяется тем, что согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Данная группа включает в себя следующие источники:

1) Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)[36] – важнейший международно-правовой акт, закладывающий основы существующего международного правопорядка. Закрепляет цели Организации Объединенных Наций: поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями и принятие мер для укрепления всеобщего мира, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В нем закрепляются основополагающие принципы международного права, включая суверенное равенство государств, разрешение международных споров мирными средствами, неприменим силы или угрозы силой и другие. Уставом закрепляются основы системы международной безопасности, существующей в рамках Организации Объединенных Наций, центральным звеном которой является один из ее органов – Совет Безопасности. Россия как правопреемник и правопродолжатель СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН.

2) Основополагающие международно-правовые акты, закрепляющие принципы международного права: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

2) Международные договоры в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, сокращения стратегических и обычных вооружений: Договор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва – Лондон – Вашингтон, 10 апреля 1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.), Договор между США и СССР об ограничении систем противоракетной обороны (Москва, 26 мая 1972 года), Договоры о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между США и СССР (Россией) (СНВ-1 от 31 июля 1991 г., СНВ-2 от 3 января 1993 г.[37], СНВ-3 от 8 апреля 2010 г.) и др.

3) Международные договоры в сфере регулирования средств и методов ведения вооруженных конфликтов и защиты жертв войны (акты международного гуманитарного права): Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.), Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925 г.), Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и дополнительные протоколы к ним; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Женева, 10 октября 1980 г.), Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Отава, 3 декабря 1997 г.) и др.;

4) Международные договоры в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.), Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (одобрена резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1949 г.), Устав Международной Организации Уголовной Полиции от 13 июня 1956 г., Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.), Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (Нью-Йорк, 30 ноября 1973 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.), Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.), Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (4 декабря 1989 г.), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.), Конвенция против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) и др.

5) Международные договоры в сфере обеспечения региональной безопасности и борьбе с преступностью регионального характера[38]:

  •  в рамках Совета Европы и Организации по безопасности по безопасности и сотрудничеству в Европе: Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 декабря 1990 г.)[39], Устав Совета Европы (ETS N 1) (Лондон, 5 мая 1949 г.), Европейская конвенция о выдаче (ETS N 24) (Париж, 13 декабря 1957 г.), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30) (Страсбург, 20 апреля 1959 г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90) (Страсбург, 27 января 1977 г.), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) (Варшава, 16 мая 2005 г.) и др.
  • в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ): Устав СНГ[40] (Минск, 22 января 1993 года), Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ (Алматы, 10 февраля 1995 г.), Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств - участников СНГ (Москва, 12 апреля 1996 года), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.), Соглашение об информационном обеспечении военного сотрудничества государств-участников СНГ (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Москва, 25 ноября 2005 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Кишинев, 14 ноября 2008 г.), Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств-участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки (Кишинев, 14 ноября 2008 г.) и др.
  • в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.), Устав Организации Договора о коллективной безопасности (Кишинев, 7 октября 2002 г.), Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (Москва, 20 июня 2000 г.), Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (Ереван, 25 мая 2001 г.), Соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ (Москва, 23 июня 2005 г.), Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.) и др.
  • в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.), Соглашение между государствами-членами ШОС о региональной антитеррористической структуре (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.)

Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Ташкент, 17 июня 2004 г.), Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Шанхай, 15 июня 2006 г.) и др.

III. Блок нормативных правовых актов – включает в себя комплекс нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и содержащих юридически обязательные предписания (нормы права). В него входят:

1) Конституция Российской Федерации[41] – основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой и верховенством на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты и официальные документы концептуального и стратегического характера в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не могут ей противоречить.

В главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляются суверенитет Российской Федерации, носителем которого признается многонациональный народ Российской Федерации, принцип распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4); принципы целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, государственной целостности (ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 5); запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 4 ст. 15).

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяются: конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 17-19, 60-63); конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, (ст. 20 – 44, 57 – 59); правовые гарантии обеспечения и защиты прав и свобод (ст. 45 – 55). Среди обязанностей личности закреплены защита Отечества и несение военной службы, которая может быть заменены альтернативной гражданской службой (ст. 59). В ч. 3 ст. 55 устанавливается допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а в ст. 56 – ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

В главе 3 «Федеративное устройство» определяется состав территории Российской Федерации, провозглашаются суверенные права и юрисдикция Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67); осуществляется разграничение полномочий в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (ст. 71 – 73). К ведению Российской Федерации отнесены: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; защита семьи, материнства, отцовства и детства; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Кроме того, в главе 3 закрепляется возможность ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74), а также возлагается на Центральный банк Российской Федерации функция защиты и обеспечения устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75). Устанавливается и правовая основа участия Российской Федерации в системах международной и коллективной безопасности: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации» (ст. 79).

В главе 4 «Президент Российской Федерации» закрепляется роль и полномочия Президента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации провозглашается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч. 3 и 4 ст. 80). Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и обладает комплексом полномочий, вытекающих из данного статуса: введения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. К другим полномочиям Президента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Конституция относит: формирование и руководство Советом Безопасности Российской Федерации; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; руководство внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий; помилование (ст. 83-89). Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по вопросам обеспечения национальной безопасности (ч. 1 ст. 90), а также обладает правом законодательной инициативы в данной сфере (п. «г» ст. 84).

В главе 5 «Федеральное Собрание» устанавливается компетенция палат парламента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. К компетенции Совета Федерации отнесены: утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы отнесены: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Кроме того, обе палаты осуществляют принятие федеральных конституционных и федеральных законов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также проводят ратификацию и денонсацию международных договоров Российской Федерации.

В главе 6 «Правительство Российской Федерации» определяются полномочия высшего органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство также разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, включая статьи по направлениям обеспечения национальной безопасности, и принимает постановления и распоряжения в сфере обеспечения национальной безопасности.

В главе 7 «Судебная власть» закрепляются правовые основы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации, органы которой (суды) реализуют свои полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности посредством осуществления правосудия. Особое место здесь отводится Конституционному Суду Российской Федерации, который осуществляет функции конституционного контроля, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и дает официальное толкование Конституции Российской Федерации (ст. 125). Кроме того, в главе закрепляются правовые основы организации прокуратуры Российской Федерации, которая не входит не одну из ветвей власти и осуществляет функцию прокурорского надзора (ст. 129).

2) федеральные конституционные законы и федеральные законы– на основе и в развитие положений Конституции Российской Федерации, международных договоров в Российской Федерации, концептуально-стратегических официальных документов, осуществляют правовое регулирование общественных отношений в сфере в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Их можно условно разделить на следующие группы:

  •  Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности»[42] – базовый законодательный акт в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Им закрепляются определения базовых понятий в рассматриваемой сфере, принципы обеспечения безопасности, а также регламентируется правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. В качестве серьезного недостатка Закона следует отметить использование им устаревших названий органов государственной власти, наличие в нем ссылок на утратившие силу правовые акты (например, Конституцию РСФСР). Представляется, что с принятием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года назрела необходимость принятия нового аналогичного закона либо, по крайней мере, приведения его в соответствии с Конституцией Российской Федерации и самой Стратегией;
  •  законы, регламентирующие особые правовые режимы в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • законы, регламентирующие правовой статус субъектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 2-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и др.;
  • законы, регулирующие отдельные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 7 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» и др.;
  • законы, устанавливающие юридическую ответственность за правонарушения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

3) подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня– на основе и в развитие положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов регулируют отдельные аспекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и правовой статус субъектов его обеспечения:

  • указы Президента Российской Федерации: от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России», от 19 мая 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 7 августа 2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации», от 8 июля 2003 г. № 759 «Об утверждении Положения о президентской связи», от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»; от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
  • постановления Правительства Российской Федерации: от 20 ноября 2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», от 15 января 2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», от 15 декабря 2000 г. № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий», от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая межведомственные акты: приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 5 марта 2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», приказ ФСТЭК России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных», приказ Минюста России от 22 июля 2009 г. № 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма», приказ МЧС России от 17 декабря 2008 г. № 783 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и др.

4) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации – на основе предписаний Конституции Российской Федерации и федеральных законов по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъектов Российской Федерации осуществляют правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах территории конкретного субъекта Российской Федерации.

5) муниципальные правовые акты – на основе предписаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации регламентируют решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.







Сейчас читают про: