Введение к третьей части

Ибн аль-Мубарак сказал: «Начало знания – намерение, затем слушание (урока), затем осмысление, затем запоминание, затем применение и, наконец, распространение».

Ибн аль-Каййим сказал: «Есть шесть ступеней знания: первая – хороший вопрос, вторая – умение хорошо и внимательно слушать, третья – хорошее осмысление, четвертая – запоминание, пятая – обучение, шестая – что есть его плоды – применение знания и соблюдение рамок, установленных им».

Некоторые люди остаются лишенными знания из-за неумения задать вопрос. Они либо не спрашивают вообще, либо спрашивают о чем-то несущественном, оставляя без внимания более важные вопросы. Как, например, кто-то спрашивает о своих заслугах, (знание) о которых нисколько не избавит его от невежества, пренебрегая вопросами о том, что ему (действительно) необходимо. Таково положение многих невежественных учеников.

Некоторые люди остаются лишенными знания из-за неумения внимательно слушать, когда они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот (недостаток) – притаившаяся беда большинства искателей знания, которая лишает их многого знания, даже если они сообразительны…».[307]

Глава первая

Общие правила

1. Необходимость выбирать лучшее, а не стремиться к большему. 2. Постепенность. 3. Последовательность и преемственность. 4. Необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: