double arrow

Приверженность предшественников к путешествиям


Я всю страну объезжу вдоль и поперек,

Чтоб знание найти иль умереть там, на чужбине.

И если пропаду, то жизнь прожита мной,

И я о ней нисколько не жалею.

А коли суждено в живых остаться мне,

То я домой вернусь и непременно вскоре.

Аш-Ша‘би сказал: «Если человек проедет от самого отдаленного местечка в аш-Шаме до самого отдаленного местечка в Йемене, чтобы услышать одно мудрое слово, то я считаю его поездку не напрасной».

Катада сказал: «Если бы кто-нибудь мог удовлетвориться своим знанием, то удовлетворился бы и Муса, мир ему. Однако он сказал: Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что сообщено тебе о прямом пути?» («Пещера», 66).

Абу-ль-‘Алийа сказал: «Мы слушали хадисы, рассказываемые людьми со слов сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Басре, но не удовлетворялись этим, пока сами не приезжали в Медину, чтобы услышать из их уст».

Абу Киляба сказал: «Я находился в Медине три дня, куда приезжал только для того, чтобы (найти какого-нибудь) человека, знающего хадис, который рассказал мне его, а я послушал».

Макхул сказал: «Я объездил весь мир в поисках знания… Я был в Египте и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в Ирак, затем в Медину и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в аш-Шам и буквально «пропустил его через сито».




Йахья ибн Му‘ин сказал: «Не следует просить наставления у четверых людей: стерегущего дорогу, глашатая судьи, сына мухаддиса и человека, записывающего (хадисы) у себя в городе и не выезжающего в поисках хадисов»,

Имама Ахмада спросили: «Считаешь ли ты, что человек должен отправляться в путь в поисках знания?» Он ответил: «Да, ведь и сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто жили после них, выезжали (ради этого)».

Кроме того, многие предшественники отправлялись в путь, чтобы услышать всего один хадис, и о них упомянул аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» («Путешествие в поисках хадиса»). Аль-Бухари сказал: «Джабир ибн Абдуллах отправился к Абдуллаху ибн Анису, пройдя расстояние, равное месяцу пути, ради всего лишь одного хадиса».[366]

Са‘ид ибн аль-Мусаййиб сказал: «Я путешествовал днями и ночами, чтобы найти всего лишь один хадис».

Абу Аййуб аль-Ансари отправился к ‘Укбе ибн ‘Амиру в Египет ради следующего хадиса и не расседлал своего верблюда до тех пор, пока не вернулся домой: «Кто покроет своего брата в этом мире, того покроет Аллах в мире следующем».[367]

В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим»[368] приводится хадис аш-Ша‘би, переданный им от Абу Бурды со слов Абу Мусы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три категории людей получат двойное вознаграждение: подневольный раб, который исполнял свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам; человек из числа обладателей Писания, который уверовал в своего пророка и уверовал в меня; и человек, у которого была рабыня, и он дал ей хорошее воспитание, затем освободил ее и женился на ней». Затем аш-Ша‘би сказал: «Я передаю тебе его просто так, тогда как люди отправлялись за подобными (хадисами) в Медину (т.е. из Куфы)».







Сейчас читают про: