Понятие о дерегулировании экономики

Итак, остается весьма специфическая проблема устойчивости вновь принимаемых нормативных актов. Практика показывает, что нормативные акты нередко изначально являются весьма уязвимыми и вскоре отменяются. Отчасти это может быть объяснено техническими и политическими ошибками, совершаемыми при разработке и принятии того или иного документа. Отрицать этого, разумеется, нельзя, тем более, что в условиях крайней спрессованности событий в эпохи системных трансформаций у юристов и политиков часто просто не хватает времени (или квалификации) подробно проработать документ. Все эти действия можно подвести под одно определение – дерегулирование (дебюрократизацией) экономики.

Под дерегулированием и дебюрократизацией экономики следует, прежде всего, понимать устранение излишних барьеров, установленных государством на пути развития свободного предпринимательства. Речь идет о барьерах, не дающих того положительного результата, на который они были рассчитаны, либо дающих неоправданно низкие результаты.

Однако неправильно было бы истолковывать понятие «дебюрократизация» как стремление к «освобождению» от каких-либо норм и требований, установленных антимонопольным и бюджетным законодательствами.

Российские экономисты часто обращались к тематике устранения излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства. Однако, как правило, они рассматривали некий отдельный сюжет, связанный с рядом законодательных или нормативных актов, регулирующих отдельную специальную сферу, или связанный с незаконными решениями органов государственной власти.

Сторонники сохранения избыточных регулирующих и контролирующих функций государственных органов ссылаются на необходимость соблюдения общегосударственных интересов, которые якобы требуют поступиться частными интересами бизнеса, а также необходимость защиты прав потребителя от приобретения некачественных товаров и услуг. Поведение чиновника, как правило, является рентоориентированным.

Даже приблизительный анализ законодательной и нормативной базы, выявивший те положения, которые реально препятствуют нормальному ведению предпринимательства, показал, что широко распространенная гипотеза о произволе местных властей в области регулирования экономики как основном факторе, ухудшающем предпринимательский климат, не соответствует действительности.

Корни проблемы – в федеральном законодательстве и нормотворчестве, которое, с одной стороны, придумывает тысячи мелочных требований к экономическим агентам, а с другой – настолько расплывчато и неконкретно формулирует полномочия контрольных инстанций, что на законном основании позволяет им практически вторгаться в любой вопрос хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: