Искусство Франции

Условия развития искусства Франции века Просвещения – упадок феодально-абсолютистской системы, рост и сплочение антифеодальных сил общества накануне буржуазной революции. Десятилетия процессов разложения абсолютизма, укрепления новых общественных сил. Дворянство и их крепостнические привилегии, охрана их абсолютистским государством, поддержка церковью веры в их незыблемость, преследование всякого сомнения в этом и др.XVIII в., по оценке В. Белинского, - век отрицания. Разрушительная критика феодальной системы и церкви философами-просветителями во главе с Вольтером, Монтескьё, Дидро, Руссо. Их деятельность – важнейший и ведущий элемент прогрессивной культуры эпохи. Победа в изобразительном искусстве светского, а затем и гражданского начал. Борьба против сословного неравенства, решительное утверждение в искусстве достоинства личности, интерес к тонким и сложным душевным движениям, к анализу переживаний в их едва уловимых оттенках – сущность реализма XVIII столетия.

Важное место портрета, бытового жанра и натюрморта, в которых полнее развертывались реалистические тенденции художественной литературы. Становление живописи, скульптуры и прикладного искусства в виде элементов изящного декоративного искусства, в виде элементов декоративного убранства частных особняков с их небольшими интимными интерьерами. Стиль рококо, отмеченный печатью Декаданса: он был кокетлив и жеманен, часто эротичен; хрупкость и причудливость орнаментальных форм сочетались в нем с изысканностью нежных блеклых красок. Лирические достоинства рококо – обогащение уловленной в жизни интимной поэзии чувств. История искусств XVIII в. – это история борьбы художественных направлений, финалом которой было торжество революционного классицизма Луи Давида.

Несколько этапов в развитии французского искусства XVIII в. Пестрота картины в первые два десятилетия: рядом с традициями академизма развивались декоративные принципы рококо, еще не сложившиеся в единую систему, когда сомнение преобладало над утверждением. Яркое явление – творчество Антуана Ватто. Следующий период (1730 – 1740 гг.), характеризующийся развитием декоративного стиля рококо во главе с такими мастерами как Буше и Наттье, с другой стороны – время расцвета реалистического бытового жанра и натюрморта Шардена и реалистического портрета Латура. Первые два десятилетия – обострение борьбы художественных направлений, что было обусловлено укреплением прогрессивных сил и кристаллизацией новых эстетических идеалов вместе с ростом самосознания третьего сословия.

1750 - 1760 гг. – продолжение развития реализма Шардена и Латура, других мастеров с переходом борьбы в более активную фазу: проповедь нравственного достоинства людей третьего сословия сменяет лирические жанры Шардена, чувствительности и дидактичности сентиментализма противостоит фривольность и опустошенность рококо. Активная деятельность просветителей в эстетике и художественной критике, обличение развращенности дворянской культуры. Порождение интереса к античной героике высоким накалом общественной борьбы и роста гражданского самосознания: крепнущие ростки классицизма предвещали становление новых художественных идеалов, достойных революционной эпохе. С 70-х гг. XVIII в. начался новый этап, когда классицизм постепенно становится ведущим направлением не только в архитектуре, где он определился раньше, но и в живописи и скульптуре. «Жажда энергического действия» искусства этого периода.

Перемещение строительства в города в XVIII в. Постановка новыми потребностями эпохи проблемы создания городского дома – особняка, что ставило перед зодчими новые требования в создании городского ансамбля. Изменения в архитектурном стиле эпохи: распадается характерное для классицизма XVII в. большое единство образных решений наружного облика и внутреннего пространства к началу XVIII в., разъединение строительной практики и теоретических учений, различие принципов оформления интерьера и фасада. Отход архитекторов от строгих требований логической ясности и рационализма, подчиненности частного целому, четкой конструктивности. Творчество Роберта де Котта (1665 – 1735 гг.) – построенные им в 1710-е гг. парижские особняки (отель де Тулуз и отель д`Эстро) характерны облегченными архитектурными формами, свободным развитием декора.

Отражение в стиле рококо не только лишь реакционного и бесперспективного порождения упадочного класса, не только гедонистических устремлений тенденций аристократии, но и своеобразного преломления и некоторых прогрессивных черт и тенденций эпохи. Отсюда – требование более свободной и соответствующей действительности жизни планировки, более естественного и живого развития внутреннего пространства, динамика и легкость архитектурных масс и декора противостояли тяжеловесной помпезности оформления интерьеров в эпоху высшего могущества французского абсолютизма.

Ведение основного строительства начала 18 века аристократии, хотя характер его меняется; место усадебных замков, занимают городские особняки, так называемые отели. Ослабление абсолютизма, отъезд дворянства из версаля в Париж. Строительство в предместьях Парижа Сен-Жермен и Сен-Оноре роскошных особняков-отелей с обширными садами и службами, большое внимание удобству жизни. Отказ архитекторов от цепи больших залов, вытягивающихся торжественной анфиладой, в пользу комнат меньшего размера, располагающихся более не принужденно, в соответствии с потребностями частного быта и общественного представительства хозяина. Множество высоких окон хорошо освещают внутренние помещения.

По своему расположению в городе отели первой половины 18 века – в значительной мере еще переходное явление от загородного поместья к городскому дому: это замкнутый архитектурный комплекс, своеобразная усадьба внутри городского квартала, связанная с улицей только парадными воротами, с расположением дома в глубине участка, выходом фасада на обширный двор, обустроенный низкими служебными помещениями. Обращение противоположного фасада к саду, сохраняющего регулярную планировку. Возникновение в середине 18 века площади, сыгравшей громадную роль в сложении ансамбля парижского центра (нынешняя площадь Согласия). Творчество архитектора Жака Анжа Габриеля (1698-1782) – связующее звено между архитектурой первой и второй половины 18 века, формирование нового этапа классицизма, характерного решительным поворотом античности, отказом от декоративных украшений, выдвижение принципа утилитарности. Творчество жермена Суфло (1713-1780 гг.) – Пантеон.

Изобразительное искусство Франции: кризис придворного искусства, отступление на второй план исторической картины с выходом на первый - портрета и жанровых композиций. Светский характер религиозных сюжетов («Сусанна Сантерра»), усиление влияния фламандского и голландского искусства. «Битва» пуссенистов и рубенистов. Антуан Ватто (1684 -–1721 гг.), сын валансьенского кровельщика, не получивший никакого образования, с 1702 г. в Париже. Первые 10 лет работал в среде живописцев и граверов, исполнял ходкие бытовые сценки и гравюры «мод и нравов». Делал копии с голландских жанристов. Разнообразие сюжетов Ватто: сценки городской жизни, «военные жанры», театральные эпизоды («Савояр»). Важное место в работах Ватто занимают галантные празднества, в которых он изображает светские «ассамблеи» и театрализованные маскарады, образный строй которых переносит зрителя в мир, далекий от повседневности. Ощущение отстраненности в галантных сценах художника от изображаемого, что является результатом глубокого расхождения между мечтой живописца и несовершенством жизни. Влечение Ватто к тончайшей поэзии бытия, свойственность его искусству музыкальности, когда его персонажи как бы прислушиваются к неясной, едва уловимой мелодии («Мецетен», «Финнет»).

Звание академика Ватто в 1717 г. получил за большую картину «Паломничество на остров Киферу»: замечательно изысканный колорит, легкие вибрирующие движения кисти и ощущение подвижности форм, их трепетной взволнованности. Все пронизано мягким рассеянным светом, струящимся сквозь светлые кроны деревьев. Театральность многих композиций Ватто, на которых странной жизнью живут его персонажи («Жиль»). Замечательная страница французского искусства – графика Ватто: рисовал три цвета, пользуясь карандашом, сангиной и мелом. Последняя картина Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (1721 г.).

Особенности французского рококо в 1730-1740-е гг. – живописный и скульптурный декор интерьеров отеля Субиз в париже, созданный усилиями выдающихся мастеров – архитектора Бофрана, скульпторов – обоих Аданови Лемуана, живописцев Буше, Тремольера, Ванлоо, Натуара: в интерьерах преобладает белый цвет, изысканные розовые краски, розовая и нежно-голубая усиливают впечатление легкости и изящества. Над арками дверей и окон располагаются позолоченные лепные картуши, амуры, переплетающиеся ветви и декоративное панно Натуара, соединяющиеся в прихотливую гирлянду. Изящные бронзовые накладки украшают двери и мраморные камины, светло-зеленые и малиновые ткани, которыми затянуты стены, расшиты золотым узором. Резная деревянная мебель рококо, эскизы для которой делали известные декораторы Мейссонье и Оппенор, легка и разнообразна, формы ее прихотливы, подобно орнаменту декора; изогнутые опоры кажутся неустойчивыми. Тяжеловесная и помпезная мебель 17 века, ее смена более уютными шезлонгами, креслами и диванами, небольшими комодами с консольными столиками, покрытыми изящной резьбой в виде завитков, раковин и букетов, росписями с изображением китайских и пасторальных мотивов и инкрустациями. Узор в прокаленном фарфоре, в мебели – бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков. Известный мебельщик Жак Каффиери. Шпалеры для интерьера рококо, исполняющиеся на мануфактуре гобеленов и мануфактуре в Бове по картонам Жана Берена, Клода Одрана, Жана Франсуа де Труа, Франсуа Буше и других живописцев: их сюжеты – галантные сцены и пасторали, охота и времена года, китайские мотивы («шинуазри»). Медленное производство французского мягкого фарфора, большая развитость в начале 18 века техники серебряных, а также бронзовых изделий – часы, жирандоли и бра, вазы и торшеры.

Франсуа Буше (1703-1770 гг.), считал себя последователем Ватто. Начал с гравирования его картин, стал в середине 18 века законодателем художественных вкусов Франции. Выразительность и эмоциональность рисунков Буше - в пейзажных композициях (мотивы взяты из повседневной жизни). Кроме эскизов для гобеленов, фарфора, гравюр и рисунков Буше писал многочисленные станковые картины, связанные с принципами декорации интерьера; является истинным создателем французского пасторального жанра, изображающего галантных пастухов и жеманных пастушек, чувственные эпизоды античной мифологии. Слащавость пасторалей Буше, служащая примером сентиментальной дворянской моды на «сельские сцены» («Уснувшая пастушка», «Купание Дианы»), то есть искусство «приятного», оно хотело нравится, но не тревожить. Развитие, параллельно с искусством рококо во французской живописи в 1730-1740-е гг. реалистического направления, связанного с идеями третьего сословия.

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779 гг.), учился у академических мастеров (Пьер Жан Каз, Ноэль, Никола Куапель, Жан Батист Ванлоо). Долгое копирование картин учителя в мастерской Каза. Влечение Шардена с юных лет к натюрморту. Успех на «выставке молодежи» в 1728 г. на площади Дофина двух композиций, «Буфет» и «Скат», за что ему было присвоено звание академика. Ведущее место в творчестве Шардена в 1730 – 11740-е гг. бытового жанра, завоевавшего симпатии зрителя как живописца третьего сословия. Популярность его «Прачек», «Кухарок» во второй половине 1730-х гг., их отличие от слащавых пасторалей Буше своей скромной поэтичностью, увиденной в повседневной жизни. Тонкая эмоциональность и мягкая задушевность его картин, своеобразная сюжетика, отсутствие активного действия, сложных ситуаций: раскрытие взаимоотношений персонажей в спокойных, неторопливо текущих будничных занятиях.

Созерцательность его искусства, отсутствие в нем сложных, драматических жизненных проблем из-за отсутствия в его время достаточных предпосылок к возникновению иного, более действенного идеала. Величайшее завоевание живописи шардена в применении системы цветных рефлексов: например, белый цвет соткан из розовых, желтых, светло-голубых, серых оттенков; маленькие мазки, положенные один возле другого, вызывают ощущение трепетности цветовых переходов и взаимосвязи предметов с окружающей средой. Связь бытового жанра и натюрморта в искусстве Шардена. Пафос познания природы, раскрытие структуры и сущности вещей, их индивидуальности, закономерностей их связей в искусстве живописца. Внушение зрителю уважения к строгому достоинству простых предметов человеческого обихода за счет гармонической ясности образного строя натюрморта («Медный брак», «Натюрморт с зайцем»).

Морис Кантен де Латур (1704-1788 гг.) родился в г. Сен-кантене. В юности уезжает в Париж и учится у второстепенных художников, испытав влияние пастелистов, итальянки Розальбы Корьера и француза Вивьена. Обладал даром схватывать черты лица с первого взгляда. Известность - с 1730-х гг.; в 1737 г. причислен к академии в качестве «художника портретов пастелью» (годом позже Вольтер назвал его знаменитым). Первая работа Латура – портрет Вольтера. Создание больших парадных портретов в первой половине 1740-х гг. Представление в академию в 1746 г. портрета живописца Рету, получение звания академика. 1750-е гг. – появление самых известных его произведений. Салон 1753 г., портреты философов-просветителей, писателей и ученных Франции. Интеллектуальность его портретов, уход от неясных, темных сторон человеческой натуры, качеств, которые не озарены светом разума. Проявление во многих портретах Латура духа критицизма и аналитической тонкости, особенно в автопортретах. 1753 г. – портрет д`Аламбера.

Твердый и независимый характер художника, отказ от ордена, пожалованного Людовиком XV. Обогащение техники пастели нежностью бархатистой фактуры, чистотой цвета, пластической силой.

Развитие реализма в середине столетия, обострение противоречий и борьбы направлений в искусстве – подъем теории искусства, небывалая активность художественной критики. 1751 г. – Энциклопедия. Взгляды просветителей: переделать общество можно с помощью воспитания нравов, поэтому прежде всего нужно низвергнуть безнравственность и те средства, с помощью которых она насаждается в обществе. Тема Дижонской академии: «Способствовало ли улучшению нравов возрождение наук и искусств?». Отрицательный ответ Дидро, заклеймившего дворянскую культуру. Выдвижение Дидро проблемы действия при анализе современной живописи и скульптуры. Вхождение в обиход во Франции слова «энергия». Проблема действия в изобразительном искусстве для Дидро – проблема общественной активности искусства.

Придание большого воспитательного значения искусству просветителями, рассмотрение его как средства воспитания нравов в соответствии с их теорией «естественного человека». Слабое место в просветительской эстетике – требование нравоучительности в искусстве.

Жан Батист Грез (1725-1805 гг.), художник, творчество которого отразило противоречия своего времени. Учился в Лионе у второразрядного живописца Грандона. Первая известность – создание жанровой картины «Отец семейства, читающий библию», вокруг которой развернулась борьба. Поддержка просветителями демократических сюжетов Греза, живописца третьего сословия. Салон 1761 г. – «Деревенская невеста», несколько рисунков к эрмитажной картине «Паралитик». По методу и сюжетам Грез – типичный мастер классицизма.

Оноре Фрагонар (1732-1806 гг.) – крупнейший живописец и график второй половины 18 в. Учеба у Шардена и Буше. 1752 г. - Римская премия за композицию на библейский сюжет. 1756 г. – ученик Французской академии в Риме. Интимность и лиричность его искусства 1760 гг.: сцены повседневной жизни, пейзажи, портреты, отмеченные печатью интереса к индивидуальности, природе и чувству. Гедонизм его искусства, поэзия наслаждения: «Похищение рубашки амуром», «Купающиеся наяды». Эмоциональная насыщенность искусства Фрагонара, темпераментность его приемов, свобода легкого и динамического мазка, тонкость световоздушных эффектов, соединение экспрессии с изысканным декоративизмом.

Этьен Морис Фальконе (1716-1791 гг.) – создатель «Медного всадника», один из крупнейших мастеров скульптуры 18 в. Сын столяра, в 18 лет поступил учеником к Лемуану. Начал творческий путь в годы безраздельного влияния Буше, законодателя вкусов «эпохи Помпадур». Первая значительная работа «Милон Кротонский, терзаемый львом» (1745 г.). Исполнение аллегорических композиций и декоративных скульптур для маркизы Помпадур и дворянских особняков Бельвю, Креси: «Флора» (1750 г.), «Грозящий амур» и «Купальщица» (1757 г.). Интимность рококо, грациозное изящество пропорций, нежность гибких форм, прихотливый ритм извилистых контуров, легкость скользящих движений. 1757 г. Фальконе – художественный руководитель Севрской фарфоровой мануфактуры.

Жан Антуан Гудон (1741-1828 гг.) – крупнейший мастер реалистической портретной скульптуры второй половины 18 века, скульптор нового поколения, непосредственно связанный с революционной эпохой. Неприятие искусства рококо. Получение Римской премии за рельеф «Соломон и царица Савская»: учеба в Риме в течение четырех лет (1764-1768 гг.). Непохожесть первых работ Гудона ни на античность, ни на барокко. Упорное и долгое изучение анатомии в римском анатомическом театре. Результат – «Экорше» 1767 г. – изображение мужской фигуры без кожи, с открытыми мускулами: по этому изображению, выполненному 26-летним учеником, впоследствии учились многие поколения скульпторов.

Возвращение в Париж, поиски заказов за пределами Франции. Работа в 1770-е гг. для Екатерины II, немецкого герцога Кобург-Готского, русских вельмож. Тяготение Гудона к портрету, наиболее сильному жанру его творчества. 1777 г. – получение звания академика за гипсовую модель «Диана» (1776 г.). Расцвет искусства Гудона 1770-1789-е годы: 20 бюстов на выставке 1777 г. Интерес Гудона к изображению передовых людей своего времени, мыслителей, борцов, людей воли и энергии. Новизна его работ – максимальная простота, устранение всякой атрибутики, аллегорических мотивов, украшений и драпировок, что позволило ему сосредоточиться на внутреннем мире портретируемого. Вершина его творчества – статуя вольтера, замечателен портретный бюст композитора Глюка (1775 г.). Важнейшая сторона его портретов – выразительность взгляда. В зрачок он вставлял кусочек мрамора, блестевший и придававший взгляду особую экспрессивность.

Искусство Испании

Отсталость Испании 18 в., во главе которой по-прежнему стояли реакционные силы. Создание в 1774 г. Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде, влияние классицизма во второй половине 18 века. Глава академии – Антон Рафаэль Менгс, работавший в Испании с 1761 г.; деятельность в Испании Тьеполо (1767-1770 гг.). Испанские живописцы: Мариано Маэлья (1739-1819 гг.), Франсиско Гойя (1746-1828 гг.) - родился 30 марта в арагонской деревне Фуэндетодос близ Сарагосы, учился в мастерской сарагосского художника Хосе Лусано-Мартинесса. Молодость - в Сарагосе, Мадриде, Италии. Возвращение на родину в 1771 г. Позднее формирование как художника. Серия картонов 1776-1780 гг. для шпалер королевской мануфактуры: игры и празднества, прогулки, уличные сценки, покоряющие непосредственной жизнерадостностью, ярко выраженными национальными чертами в изображении особенностей быта, характера пейзажа, разнообразных народных типов. Картоны второй серии (1786-1791 гг.) – выразительность персонажей, напряженность эмоциональных состояний («Раненый каменщик»). Серия панно для замка Аламеда (1787 г.) по заказу придворного художника. В 80-е гг. - серия заказных портретов.

1790-е гг. – болезнь, глухота. Инквизиция, глубокое разложение королевского двора. Новые темы и настроения Гойи: «Трибунал инквизиции» (1794 г.), «Дом умалишенных», «Профессия флагеллантов» – изображение темных сторон современной ему Испании. 83 офорта графической серии «Капричос» (1793-1797 гг. изданы в 1799 г.): непревзойденный образец фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска, раскрытие особенностей того времени. «Капричос» бичует язвы феодально-католической Испании, направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества, тупости аристократии, лицимерия и алчности духовенства, суеверия и фанатизма масс. Сложный мир образов «Капричос», в котором реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира, туманные иносказания граничат с карикатурой.

Тема паразитизма, ничтожности господствующих классов («Ты, который не можешь»). Религиозные предрассудки народа («Что может сделать портной»), антиклерикальная сатира, обличение инквизиции («Какой златоус», «Горячо», «Покорный обет», «Прихорашиваются»). Критический дух передовой мысли своего времени, отзвуки народных фольклорных представлений и глубоко личное восприятие жизни художником. «Капричос» – техника офорта и акватинты. Гойя – исключительный мастер в передаче движений, резких мгновенных эмоций, стремительных и красноречивых жестов, изменчивой, преувеличенной, но никогда не теряющей реальный смысл мимики. Росписи в церкви св. Антония Флоридского в Мадриде (1798 г.): св. Антоний Флоридский заставил заговорить убитого, который назвал имя убийцы и тем самым спас безвинно осужденного.

Значительное место портрета Гойи в 1790-е гг.: необычайно яркое чувство личности – умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью. Портрет Гаспара Мельчиора Ховельяноса, известного политического деятеля, публициста и друга Гойи (1797 г.), французского посла Фердинанда Гиймарде (1798 г.). Женские портреты.

Творчество Гойи – искусство новой исторической эпохи, отражение и оценка реальных событий жизни, современной ему действительности.

3. Особенности культуры Просвещения в Англии и Германии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: