Часть III. Депутата Верховной Рады и бизнесмена Евгения Щербаня называли самым влиятельным человеком донецкого региона

"УБИЙСТВО ЕВГЕНИЯ ЩЕРБАНЯ"

Депутата Верховной Рады и бизнесмена Евгения Щербаня называли самым влиятельным человеком донецкого региона, где пока не набрал силу Ринат Ахметов, а про Виктора Януковича на общеукраинском уровне еще никто слыхом не слыхивал. Считалось, что именно Щербань, как самостоятельный человек и способный политик, может повести "донецких" в поход на Киев, где окопался Кучма с "днепропетровскими". Тем более, Донбасс был последним регионом страны, который еще не освоила ЕЭСУ. Щербань, в частности, контролировал газотрейдерскую компанию "Индустриальный Союз Донбасса", которая сохранила за собой право поставлять в регион природный газ.

Как выяснилось в ходе ранее упомянутого следствия над бандой Кушнира, при отработке различных версий преступления, ликвидации Евгения Александровича Щербаня могли желать многие. Те, кому он составлял конкуренцию в экономической и политической сферах, кто считал себя обойденным и обделенным из-за деловой активности и успехов в бизнесе влиятельного и преуспевающего депутата.

Фигурирует в деле даже Михаил Поживанов. За несколько месяцев до ЧП в аэропорту персона Щербаня стала объектом крупного политического скандала, который осветили десятки региональных и всеукраинских газет. В одном из интервью тогдашний мэр Мариуполя Михаил Поживанов обвинил Евгения Щербаня в том, что тот якобы угрожал ему убийством и облагал Мариуполь ежемесячной "данью" в 20 миллионов долларов США. Щербань, разумеется, отрицал обвинения Поживанова.

Согласно материалам обвинительного заключения, оглашенным в зале Луганского апелляционного суда (и факты эти в основном подтвердились в ходе судебного рассмотрения эпизода с убийствами в Донецком аэропорту), дело было так. Осенью 1996 года, в сентябре или октябре, в Москве встретились Мага (Магомед Алиев), Болотских и Синякин (шеф Болотских, московский авторитет). И жители российской столицы высказали Маге претензии: вот, мол, число ликвидированных по просьбе Кушнира, Рябина и самого Маги людей растет, а желаемого благополучия и финансового благосостояния для организаторов и участников ликвидаций все не наступает.

Такие разговоры "между своими" возникали не в первый раз. Райские кущи, обещанные теми, кто вел их или посылал на преступления, пока лишь щедро обещались, а расплачиваться за совершенное не спешили.

Вскоре после этих разговоров Москвича снова пригласили в Донецк. Кушнир, Рябин и Алиев предложили ему новую ответственную работу. Требовалось ликвидировать одного из крупных коммерсантов Донбасса по фамилии Щербань.

То ли от того, что прошлые ликвидации ничего существенного не принесли Москвичу кроме хлопот (а Щербань был пятой жертвой в Донецке, помочь убрать которую просили Болотских), то ли потому, что предстоящая акция изначально виделась очень сложной в исполнении, но необходимость "сделать это" Кушнир и Рябин обосновали с особым тщанием.

На сходке, где собрали всех членов банды, которых планировали привлечь к ответственной ликвидации, Кушнир сказал об объекте покушения следующее. Щербань - непорядочный человек, т.к. свои миллионы нажил за счет разорения других. В частности, он задолжал самому Кушниру крупную сумму. А, главное, пользуясь своими связями в высших правительственных кругах, Щербань мешал развитию коммерческой деятельности Рябина, Кушнира и Алиева.

После убийства Щербаня на его место, по словам организаторов ликвидации, встанет человек Кушнира и Рябина, который должен будет войти в правительство Украины, а люди, которые ему помогли придти к власти, будут иметь значительные доходы, используя бюджетные средства. И, вообще, после этой ликвидации тройка лидеров банды будет чуть ли не руководить экономическим развитием Донецкого региона.

Так понял высказывания Кушнира на сходке Болотских. И он, и другая молодая братва поверила радужным перспективам, нарисованным 38-летним Евгением Борисовичем. Правда, лично Москвичу, по его словам, конкретное вознаграждение за убийство Щербаня не предлагалось. Но он считал, что если Кушнир, Рябин и Алиев улучшат свое материальное благосостояние, то они станут помогать материально и ему, Болотских. Именно такие "робингудские" показания дал Москвич на суде.

В общем, снова члены бандитской группировки дружно поверили в то, что очередное убийство откроет их главарям новые возможности в легальном бизнесе, а им принесет деньги и перспективы материального благополучия. Но для этого нужно хорошо и надежно провести операцию по ликвидации. А это было практически единственное, что большинство бандитов научилось делать надежно и хорошо.

Все были озабочены и окрылены участием в будущем громком и непростом деле. Считали, что это большая удача и серьезное доверие. Валерий Пушняков уже после покушения хвастал своим луганским приятелям, что "попал в Донецке на большую работу". Словом, коллектив проникся сознанием общей ответственности и сплотился во имя единой цели.

Банда приступила к подготовке операции. Тут же составили план и распределили роли. Местом ликвидации избрали аэропорт - главарям ОПГ было известно, что Щербань часто пользуется услугами чартерных рейсов. Решили, что лучше это сделать после приземления лайнера - больше времени и возможностей - отлет бывает слишком скорым, а то и неожиданным.

Около месяца велась подготовка: узнали, на какую стоянку выруливает обычно самолет, доставивший Щербаня, каковы процедура встречи, система охраны важного лица, сколько времени проходит от захода самолета на посадку до подачи трапа и т.п.

Основные роли были отведены Вадиму Болотских, Геннадию Зангелиди и Валерию Пушнякову.

Москвич как самый умный, выдержанный и опытный стрелок был лидером среди исполнителей. На нем лежала подготовка плана ликвидации - действий непосредственно на летном поле, он лично должен был застрелить Щербаня, организовать подход к объекту, быстрый отход с места преступления.

Зангелиди - боевик решительный, сильный и дерзкий - должен был прикрыть основного стрелка, отсечь все помехи для исполнения важной ликвидации, нагнать страху и предотвратить возможную погоню.

Пух был прекрасным водителем, отлично разбирался в автомобилях (не случайно его основной криминальной специальностью до вступления в банду были кражи автомобилей и их продажа). На нем лежало автотехническое обеспечение операции - заезд на летное поле с оружием, подбор стрелков и мгновенная доставка их к автомобилям отхода.

Всего в операции "Ликвидация в аэропорту" было задействовано свыше 15-ти бандитов: кроме трех исполнителей на летном поле - несколько наблюдателей, водителей на автомобилях, "сторожей-экипировщиков" (передали основным действующим лицам заранее приготовленные форменные костюмы авиатехников, подогнали в нужное время к нужному месту велосипеды, на которых стрелки пересекли летное поле, загрузили в автомобиль Пушнякова заранее подготовленное и проверенное огнестрельное оружие и т.п.).

Болотских сотоварищи трижды выезжали в аэропорт, где изучили схему и особенности охраны летного поля и других объектов, пути проникновения и отхода с территории аэропорта. Уходить решили через ворота - дальние от здания аэровокзала и близкие к спецподразделению милиции. Москвич точно рассчитал, что спецподразделение просто не успеют оповестить и поднять по тревоге на преследование и поиск нападавших - пока это произойдет, они будут уже далеко.

В итоге Вадим составил схему аэропорта, обозначил на ней расстановку участников нападения, способы, места и пути их проникновения на объект и отхода с места преступления, рассчитал время операции. Потом началась отработка намеченного, своеобразные репетиции. Они длились около месяца.

Пушняков в форме капитана милиции дважды заезжал на белом "99-м" "Жигуленке" на территорию аэропорта через ворота грузового терминала, Болотских и Зангелиди отработали проникновение на летное поле в костюмах авиатехников и на велосипедах.

Запаслись, естественно, необходимым огнестрельным оружием, автомобилями, портативными рациями, мобильными телефонами, другим оснащением. Об этом позаботились Кушнир и Рябин. Особое внимание уделили средствам связи - они, как и оружие, не должны были подвести. "У нас были скрытые микрофоны и наушники, импортные миниатюрные рации, у других участников - мобильные телефоны, - давал показания Болотских. - О любом изменении обстановки и корректировки плана мы тут же сообщали друг другу". Автомобиль, на котором разъезжал Пушняков, был похищен еще в июле 1995-го, и больше года находился в отстое. Госномера, установленные на нем, Пушняков снял с другого автомобиля в Мариуполе, незадолго до акции в аэропорту.

Словом, продумано и подготовлено все было заранее и всесторонне. Слишком велики были ставки, интересы слишком высокопоставленных лиц и преступных авторитетов были поставлены на карту.

Но это вовсе не значит, что сама акция прошла без сучка и задоринки. Очень уж сложной и рискованной была схема ликвидации, слишком много людей и обстоятельств были включены в нее. А сложная конструкция, детали которой не устойчивы и не надежны, понятное дело, может не сложиться, разрушиться.

Начнем с того, что покушение на Е. Щербаня 3 ноября было третьей попыткой ликвидации неугодного человека. Первые две попросту сорвались. Однажды, по словам В. Болотских, боевики опоздали в аэропорт, второй раз Щербаня в прибывшем самолете не оказалось. Так что две неудачные попытки тоже стали для участников операции "Ликвидация" своего рода репетициями, вводными для проверки боевой готовности.

3 ноября учли, казалось бы, все предыдущие ошибки - Щербаня и самолет, что ушел за ним, бандиты вели неотступно. Но тоже не обошлось без накладок.

ЯК-40 приземлился и вырулил не на ту стоянку, где становился обычно. Поэтому стрелкам пришлось несколько изменить тактику: велосипеды они оставили на углу здания аэровокзала и дальше к самолету шли пешком - велика оказалась открытая площадка, которую предстояло преодолеть, и двое на велосипедах могли броситься в глаза.

Пушняков на белых "Жигулях" беспрепятственно преодолел пост вохровца, но неожиданная преграда возникла перед ним уже на территории аэропорта. Пух у здания аэровокзала ожидал самолета из Москвы. Но за 5 минут до его приземления выезд "Жигулям" блокировал "Икарус" - такими перевозят пассажиров на посадку к трапу самолета. Водитель припарковала свой автобус перед невесть откуда взявшейся легковушкой и пошла по своим делам в здание аэровокзала. Понятно, что "капитан" в "Жигулях" сразу занервничал. Он начал сигналить, приоткрыл дверь, а когда женщина обернулась - взмахом руки показал, чтоб она отъехала. Водитель подчинилась жесту сотрудника милиции - отогнала автобус в сторону. А могла бы и не обратить внимания, замешкаться... В это время ЯК-40 со Щербанем как раз опустился на посадочную полосу.

В то утро Евгений Щербань с женой Надеждой Никитиной и сыном Русланом должны были возвратиться в Донецк из Москвы, где участвовали в пышном праздновании серебряной свадьбы Иосифа Давыдовича Кобзона. ЯК-40 "Донецких авиалиний" вылетел за ними в 6:45.

В Донецке возвращения Е. Щербаня ожидали не только его личный водитель и помощники - те, кому в таких случаях положено встречать могущественного шефа. На съемной частной квартире телефонного звонка ожидали Вадим Болотских, Геннадий Зангелиди, прибывший из Владикавказа, дончане Андрей Акулов и Игорь Филипенко - основные боевики Магомета Алиева и Евгения Кушнира. У них было все продумано и готово для проведения смертоносной акции - требовался лишь сигнал к ее началу.

Мобильник зазвонил в начале одиннадцатого. Толик "Рябой" (Рябин) сообщил, что пора выдвигаться, "Николай Николаевич" уже в пути Уже после операции Болотских узнал, что Рябину позвонили из Москвы и сообщили, что ЯК-40 выруливает на взлет и Щербань - на борту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: