Тезисы лекции. Особенности антиманипулятивного поведения и способы его формирования

С учётом анализа научных публикаций и международных нормативных актов[69], антиманипулятивное поведение рассматривается как демонстрация гуманных установок и компетентного поведения, направленного на противостояние и разрушение специально применяемых другими людьми скрытых психологических воздействий-манипуляций и психологических игр.

Для овладения указанным типом конструктивного взаимодействия и общения с людьми необходимо знать психологические закономерности манипуляции, блефа, уловок и психологических игр. Ведь, как гласит древнее правило, «кто предупрежден, тот вооружен». Освоение знаний о себе и психотехнологии построения диалогического общения с людьми, а также знания о видах и психотехнике манипулирования и психологических игр даст возможность ориентироваться в выборе и применении адекватных тактик противостояния, позволяющих показать человеку-манипулятору, что вы понимаете его ухищрения и уловки, т.е. в итоге убедительно показать «маска-маска, я тебя знаю». Как выявить манипулятивное поведение своего партнера? Во-первых, можно вычислить манипулятора по следующим действиям:

· старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта;

· принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится;

· завораживающе смотрит, не отводя глаз, или, наоборот, часто отводит взгляд, смотрит вдаль, мимо вас;

· серьезные моменты трет нос, ухо, шею, прикрывает рот или, наоборот, слишком уравновешен и спокоен, даже в напряженных ситуациях.

· частенько играет фактами вашего прошлого делового опыта - досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;

· много внимания уделяет вашей личной жизни (семейное положение, хобби, интересы, здоровье, досуг и т.д.);

· старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это;

· льстит, завышая значимость ваших слов или действий;

· часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше/ниже;

· драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это;

· часто ссылается на третьих лиц;

· скрытно проверяет ваши знания, возможности;

· много шутит;

· навязывает свои услуги;

· нередко отвечает уклончиво, например, на вопрос вопросом «А что вы сами об этом думаете?», «А как бы вы поступили?»;

· использует «технику отзеркаливания» (подстройка к вашему поведению, позам, речи);

· пытается заняться при вас каким-то делом (что-то рисует, усиленно вертит ручку, очки);

· в нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы в выгодную для себя сторону;

· перед принятием важного решения, начинает торопить вас;

· для разговора (по его инициативе) выбрано неудобное для вас время или место.

Кроме того, манипулирование можно ощущать. Для чего полезно каждому заиметь собственный антиманипулятивный барометр. Какие внутренние ощущения своевременно помогут обнаружить начало манипулирования вами? Во-первых, это-дисбаланс (человек чувствует сразу несколько противоречивых эмоций: радость и тревога, воодушевление и дискомфорт, гордость и обида). Во-вторых, это - неадекватность (у человека начинается приступ гнева после реакции нужно уделить особое значение). Когда вместо досады ощущается тоска, вместо огорчения - отчаяние, вместо недовольства - бешенство, это значит, что задето чувство социальной значимости, самоуважение, самооценка. Значит, кто-то манипулирует не только нашим поведением, но и нашим самоощущением себя как личности.

Если вы обнаружили, что вами пытаются манипулировать, нужно определить, кто же перед вами и как к нему относиться? Не отвлекайтесь на контроль над своими позами и жестами. Дружелюбный настрой не даст вам реагировать на партнера негативно, поэтому будьте естественны, и ваши позы будут соответствовать этой установке. Старайтесь как можно чаще соглашаться с его высказываниями, при этом ваше согласие не означает, что вы во всем с ним согласны. Этим вы подавляете его критику, его интеллектуальную активность. Партнер успокаивается, удовлетворяет свои амбиции и теряет желание спорить.

После общения с манипулятором обязательно проверьте, продолжаете ли вы домысливать чужие идеи, если да, то вероятность того, что вы подверглись психологической атаке, велика. Чем более активно перерабатывается в мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, тем сильнее вас «зарядили». Проанализируйте манипулятивные признаки поведения оппонента. Если таковых набирается немало, то можно сделать вывод, что манипулирование состоялось и теперь ваша задача - разрушить вложенные в вас конструкции.

Можно выделить несколько типичных тактик манипулятивного поведения, применяемых к сотрудникам государственной и муниципальной службы во время выполнения ими служебных обязанностей:

1. Тактика примыкания. Манипулятор ссылается на практику другого учреждения, где есть возможность получить какие-то льготы для более быстрого решения того или иного вопроса. Поэтому данный сотрудник, если этого не делает, то он не прав.

Демонстрация антиманипулятивного поведения будет в виде ответа: «То, что вы говорите, может действительно иметь место в другом учреждении (у другого сотрудника и т.п.), но в нашем порядок заведен другой, а я подчиняюсь правилам нашего учреждения».

2. Тактика «всегда». Манипулятор возражает и обвиняет в слишком обобщенной форме, но преследует цель получить контроль над обсуждением проблемы. Например, на жалобу: «Почему мне всегда приходится объяснять вам такие очевидные вещи?».

Демонстрация антиманипулятивного поведения будет в виде ответа: «Что вы имеете в виду, говоря «всегда»? и далее продолжать уточнение, пока не доберетесь до истинных мотивов, а в итоге лишаете манипулятора всякой защиты.

3. Тактика «угрозы». Манипулятор ссылается на знакомство с «важными» людьми или с вашим руководством, и угрожает, что в случае невыполнения его просьбы у вас могут возникнуть серьезные проблемы. Демонстрация антиманипулятивного поведения будет в виде показа непоколебимости и отстаивания своей позиции столько раз, сколько нужно, т.е. демонстрации того, что вы не поддаетесь угрозе и не отступите.

4. Тактика «смещенные акценты». Манипулятор не сообщает всех деталей своей просьбы, а предоставляет ограниченную информацию.

5. Тактика «психологический саботаж». Манипулятор пытается вызвать чувство эмпатии и жалости и просит войти в его положение. Приводит примеры плохого самочувствия себя или своих родственников Демонстрация антиманипулятивного поведения будет в виде демонстрации понимания тяжелого положения манипулятора и его родственников, выражающихся в словах: «Я понимаю насколько тяжела ситуация и сочувствую вам, но к сожалению не в моей компетенции принимать такие решения».

Манипуляции можно противостоять и с помощью невербального поведения, т.к. существует обратная связь между ним и чувствами.

Необходимо отметить, что все фразы при демонстрации антиманипулятивного поведения произносятся твердым тоном, исключающим повторение просьбы. Если это правило нарушить, то манипулятор тут же воспользуется слабостью оппонента и возобновит свои «атаки».

Допустим, вы знаете, что открытые ладони – знак искренности. Используя это знание, вы хотите другого проверить и постоянно как бы «открываете» их. Для большинства людей лгать с открытыми ладонями весьма сложно. Лгать человеку, который открыт и честен, тоже трудно.

С помощью невербальных средств можно и «разоружить» нападающего на вас человека. Например, очень часто, человек, стремящийся к доминированию, осуществляет это уже при приветствии, выставляя вперед правую ногу и стремясь сделать так, чтобы его ладонь была сверху. Если вы чувствуете такое доминирование, переверните его ладонь в вертикальное положение и одновременно измените дистанцию общения, вторгаясь в его личное пространство.

Чтобы научиться противостоять и противодействовать манипуляциям нужно:

1. Уважать себя и поверить в свои силы.

Как отмечают многие ученые, особенностью современной невротической личности является ее неспособность любить. Прежде, чем полюбить другого, нужно полюбить себя. В каждом человеке есть хорошее, а поэтому надо найти это хорошее в себе и культивировать его. Более того, появление самоуважения и уверенности в себе предопределяет уважение к другим людям. В итоге становится значительно легче увидеть хорошее в других и в жизни вообще.

2. Принять ответственность за свои мысли, чувства и поступки.

Только осознав, что мы сами творим себя и свою судьбу, можно более ответственно строить межличностное общение и не допускать манипуляции, наносящие вред другим людям. В этой связи можно отметить, что и в межличностном общении действует одно из правил, существующих во взаимоотношениях банкиров и предпринимателей: если должник не возвращает взятый кредит, то виновным считается также и кредитор – он не предусмотрел всех возможных обстоятельств и исходов сделки, не учел степень риска делового взаимодействия с конкретным партнером.

3. Использовать рефлексию и эмпатию для анализа сути манипулятивных воздействий.

Интерпретация может дать восстановление неявных и специально скрытых связей конкретного сообщения с контекстом, но только при наличии знаний и умений адекватного психологического истолкования проявлений человека. Для этого требуется уметь воссоздать в уме, возможно полнее, реальный контекст сообщения манипулятора, а не специально вводимое им во взаимодействии представление о действительности, искаженное в желательном для манипулятора направлении. Иначе говоря, для того, чтобы понимать, что происходит, - всегда за видимостью различай смысл. В этой связи, руководствуясь правилом «Ищи, кому выгодно», введенном еще в Древнем Риме, необходимо осуществлять путем перехода от одного контекста к другому поиск скрытого смысла, имеющегося у манипулятора, а в итоге соединять разные «срезы» действительности в единую картину.

4. Уметь владеть собой.

Проблема в отношениях с манипулятором часто заключается в том, что они могут вас сильно расстроить и даже вызвать нервно-психический срыв. Будучи же расстроенным, вы можете потерять способность конструктивно реагировать на манипуляцию.

Итак, важнейшее средство в противостоянии манипуляторам это - постоянная саморефлексия и эмпатия, обеспечивающие лучшее понимание себя и партнера по взаимодействию, а также демонстрация ассертивного (компетентного) поведения.

10 правил ассертивного (компетентного) поведения:[70]

1. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за последствия. Данное правило противоположно содержанию постулата манипуляции, что оценивать человека могут лишь другие, и ему надлежит сверяться с внешними правилами и мнением авторитетов, которые более мудры и зрелы, нежели он сам. Если же человек считает, что за все происходящее с ним в жизни, он сам несет ответственность, то обычно его способность к успеху возрастает. По мнению зарубежных ученых, приведенная заповедь является главной среди остальных правил ассертивного поведения.

2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение. Переживание специально навязанного манипулятором чувства вины не способствует адекватному принятию решения в жизненно важных ситуациях. Поэтому, лишь руководствуясь выше сформулированным правилом, возникает возможность прервать навязанное поведение без ненужных оправданий.

3. Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей. Человеку часто внушают, что он всегда отвечает за своих близких, за группы людей, а поэтому он должен, выполняя соответствующие обязательства, при возникновении у них затруднений жертвовать даже личными интересами, чтобы они удержались на плаву. Практический опыт показывает, что человек, который берет на себя ответственность за проблемы «всего мира», в конце концов, не помогает никому.

4. Вы имеете право менять взгляды. Многие родители, а порой и средства массовой информации утверждают, что серьезный человек придерживается однажды принятых взглядов. Теория ассертивности не разделяет данной позиции, т.к. главное здесь этическая сторона и то, насколько человек приближается к истине, меняя свои взгляды.

5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них. Если придерживаться бытовой морали, что только неумный и незрелый человек совершает ошибки, то из этого можно логически дойти до абсурдного утверждения «Кто ничего не делает, тот не совершает ошибок». В итоге человек с подобной установкой остерегается даже малого риска и живет по принципу - главное не высовываться.

6. Вы имеете право сказать «Я не знаю». Принятие ложного тезиса, что человек, являющийся руководителем или претендующий на звание авторитета должен быть всеведущ, может вести к использованию в коммуникации лжи или других приемов манипуляции.

7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей. Предрассудок, что все люди, с которыми вы вступаете в контакт, должны быть о вас хорошего мнения или даже любить вас, не дает возможности быть собой подлинным. В действительности же порой «как не старайся, на всех не угодишь». Более того, существуют ситуации, когда четкое занятие определенной позиции сохраняет уважение других и самоуважение самого человека.

8. Вы имеете право на нелогичные решения. Жизнь не компьютерная программа, в которой отдельные фазы и стадии сменяют друг друга, подчиняясь определенной логике. Более того, человек часто смешивает логику с собственными умозаключениями, базирующимися на якобы правильных и справедливых посылах. Поэтому «логически» можно действовать в ситуациях, когда нам вполне ясно, о чем идет речь и процесс развития которых алгоритмичен.

9. Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю». Человек не может заглянуть в душу другого человека, а поэтому, чтобы безропотно не потакать его капризам, всегда можно спросить, что он от нас хочет, и после этого дать ясный, в том числе и негативный ответ.

10. Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует». Человеку часто внушается окружающими, что он должен постоянно заниматься самосовершенствованием, чтобы стать лучшим во всех отношениях. Иначе говоря, человеку навязывается установка быть хорошим «по меркам другого». В итоге часто происходит подавление индивидуальности привитие установки на конформизм.

Особенностью профессий, непосредственно затрагивающих интересы, права, судьбы других людей являются особые правила профессиональной коммуникации, основанные на отсутствии права решать поступать (или нет) по правилам, по совести согласно морали, здесь у сотрудника государственной и муниципальной службы существует обязанность всегда следовать нравственным нормам. Понятие профессионализма сотрудника государственной системы обязательно включает осознание последствий своих действий для людей. Потому создаются этические кодексы, уставы, устанавливающие стандарты поведения сотрудников.

Такая ситуация свидетельствует о пробелах в профессиональном самосознании сотрудников государственной и муниципальной службы и их психологической подготовке. Возможно, данные сотрудники в свое время попали в руки профессионального манипулятора. Манипуляция как способ выживания в мире, не является успешной стратегией общения и ведет к полной несостоятельности личности. При этом манипулятор сам как бы становится жертвой своих действий. В данном случае моральное неодобрение обществом подобного типа поведения отходит на второй план. Гораздо хуже для окружающих, когда манипулятор действует не в целях самозащиты, и страдает не он сам, а другой человек. Поэтому, конечно же, наибольший интерес представляет рассмотрение именно сознательных, корыстных манипуляций, результат которых скрыт. И тут уже окружающим нужно принять все возможные меры предосторожности, чтобы не стать их жертвой и не оказаться пешкой в чужой игре. Поэтому одна из основных задач эффективного поведения и общения - распознать и остановить манипуляционное воздействие, управлять ситуацией, что, в общем, не так просто



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: