Учебно-методическое пособие
по курсу культурологии
Барнаул
Издательство АГАУ
УДК 008 (072)
Учебно-методическое пособие по курсу культурологии. 2-е изд. дополн. / Н.С. Юлаева, Л.Г. Апёнышева, О.П. Пономаренко. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2011. 104 с.
Учебно-методическое издание по курсу учебной дисциплины “Культурология” составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данный курс является научно-теоретическим и методологическим основанием при создании условий для формирования целостного знания об особенностях организации и развития культурных систем. Пособие содержит теоретическую и практическую части курса, список рекомендуемой литературы, методические материалы и рекомендации.
Предназначено для аудиторных, самостоятельных, контрольно-проверочных занятий студентам всех специальностей очного и заочного отделений Алтайского государственного аграрного университета.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № от февраля2011 г.).
|
|
Рецензент – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии А.Р. Голубева.
© Юлаева Н.С., Апёнышева Л.Г., Пономаренко О.П., 2011
© Алтайский государственный аграрный университет, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Планы семинарских занятий 4
Темы рефератов, докладов для студентов очного и заочного отделений 13
Методические рекомендации по написанию реферативной работы 19
Творческие задания 20
Проверочные задания 23
Темы контрольных работ 52
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 57
Вопросы к зачету 59
Приложение 60
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие №1 – 2 часа
Тема: Культура как система. Системный анализ художественных произведений
План
1. Понятие “культура”. Типология культур.
2. Специфика организации, функционирования и развития культурной системы.
3. Алгоритм исторического и искусствоведческого анализа художественного произведения
4. Философский анализ художественного произведения: основные проблемы и пути их решения.*
5. Системный анализ одного из произведений российских или европейских художников.*
Учебники:
1. Гуревич П.С. Эстетика – М., 2008.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология – М., 2000.
3. Иконникова С.Н. История культурологических теорий – СПб., 2005.
4. Ильина Т.В. История искусств – М., 1989.
5. Теория культуры / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова – СПб., 2008.
Дополнительная литература:
6. Актуальные проблемы типологии культур – М., 1997.
|
|
7. Барт Р. Империя знаков – М., 2004.
8. Гнедич П.П. Всемирная история искусств – М., 2000.
9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств – М., 1988.
10. Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика / сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцева – М., 1989.
11. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы наук. – СПб., 1998.
12. Кривцун О.А. Эстетика – М., 2001.
13. Культурология. Философия культуры: учебное пособие / Л.С. Демина, С.В. Нестерова. Барнаул: Издательство АГАУ, 2009. 194 с.
14. Музыка и воспитание // Педагогические мастерские. – Минск, 2005.
15. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система – М., 1998.
16. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству – Ростов-на-Дону, 2005.
17. Платонова Н. Искусство. Энциклопедия – М., 2005.
18. Семилет Т.А. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. – Барнаул, 2004.*
19. Современный словарь-справочник по искусству / под ред. А.А.Мелик-Пашаева – М., 1999.
20. Шажинбатын А. Этничность как актуальная проблема // Философия и культура, 2008 – №8.
21. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В.Андреева. – М., 2001.
Семинарское занятие №2 – 2 часа