Фердинанд Теннис: «Gemeinshaft und Gezelshaft»

Его книга «Общность и общество» была опубликована в 1887 году. Он был одним из создателей Германского социологического общества, которое первым возглавил и продолжал возглавлять до прихода нацистов к власти, до 1933 года, когда его нацисты оттуда прогнали. С одной стороны, он был безусловным патриотом Германии, но с другой стороны, терпеть не мог империю Гогенцоллернов, радикально не принял новый нацистский рейх.

Его главная идея – это рассмотрение социального порядка как коллизии двух стилей, двух разных родов социального устройства. Эти два рода он назвал «общностью» и «обществом», «Gemeinshaft und Gezelshaft».. То, что обычно называют «обществом», с одной стороны рассматривается как «Gemeinshaft» – «о бщность», иногда переводят как «община», подразумевая под этим некоторое единство, похожее на то, о чем говорят Конт и Дюркгейм, а также Спенсер, когда он уподобляет общество биоорганизму, то есть некая целостность, которая дана до отдельного человека, в чем всякий человек существует как ее органическая часть; и с другой стороны как «Gezelshaft», как «общество», здесь удачнее подходит в качестве перевода английский термин «association», «ассоциация», то есть объединение индивидов, создаваемое ими для реализации своих интересов, своих целей. Такое понимание «общества» вполне органично согласуется с английским утилитаризмом и с индивидуалистической стороной концепции Спенсера. Здесь «общество» только средство, создаваемое и воссоздаваемое индивидами для реализации своих целей.

Эта противоположность является основным стержнем рассуждений Тенниса, поскольку именно она определяет характер любой социальной реальности, иными словами, любая социальная реальность по сути своей есть и общностная и общественная. Для того чтобы понимать, как происходит, как осуществляется в реальности переплетение этих типов, Теннис формирует систему чистых теоретических понятий и формирует эту систему аналитически, то есть задает ее определениями, как это принято в математике. Этих понятий должно быть достаточно для анализа социальных явлений. Он говорит: «Я называю их нормальными понятиями, или понятиями, указывающими направление; они представляют собой идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий». То есть само понимание социальных реалий состоит в том, чтобы с помощью понятий выделить, к каким из них склоняются те или иные реалии, к каким идеальным типам, к каким категориям приближаются. Такое выстраивание системы чистых понятий, системы априорной по отношению к реальному взаимодействию отграничивает чистую социологию Тенниса от психологизма.

Тенниса интересует прежде всего то, как устроен порядок в обществе так, что он сохраняется, воспроизводится, остается в достаточной степени тем же самым, несмотря на изменения. Исходя из этого, объектом его внимания как социолога являются взаимодействия людей, которые делают нас взаимозависимыми друг от друга. Именно их он называет «связанностями». Враждебные, негативные взаимодействия должны изучаться в биологии, в психологии. Чистая социология должна заниматься чистыми формами связанностей, потому что в реальных взаимодействиях всякого намешано, поэтому нужно сначала выделить чистые формы взаимодействия.

Формируются они посредством человеческой воли. Поскольку во всех связанностях проявляется человеческая воля, то тип воли задает тип связанности. Воля, которая определяет связанности, бывает либо сущностной, инстинктивной (Wesenswille), либо избирательной, рациональной (Kurwille). Сущностная воля – это воля, при которой человеческое действие принимает во внимание то, что уже есть, то есть на волю оказывает формирующее влияние окружение человека, в котором он живет, человек действует в соответствии с духом той социальной реальности, частью которой он является, с эмоциями, чувствами, которые его окружают и которые его создали. Он поступает так, как надо целостности, которой он принадлежит. Эта воля не является неразумной. Напротив, разум включается в такое воление, но он не обсуждает целей воления. Разум лишь инструментален. Цели выбирает сама жизнь, в которую включен человек и с которой связан множественными связями. Он поступает по-христиански, потому что вера его и его предков требует этого, он поступает как дворянин, потому что этого требует его наследственная дворянская честь.

В противоположность сущностной воле существует другой тип воли, который он назвал избирательной, или рациональной. Рациональная воля включает в себя только те элементы, которые позволяют достичь цели, рационально установленной. Цель сначала рационально устанавливается и для достижения используются только те средства, которые рационально необходимы для ее реализации. Мы имеем дело с мышлением, интеллектом, законодательствующим по отношению к воле. Здесь воля становится инструментом, а разум – законодателем. Разум предписывает воле, что и как надо делать, а воля должна выполнить указания разума, рассудка.

В этом принципиальная разница, и отсюда - два типа общества. Один тип общества из таких поступков, в которых воля должна осуществить нечто, необходимость чего не самим индивидом определяется, но тем местом, в котором он живет, принятыми здесь привычками, верованиями, нормами, ценностями. Разум – это инструмент для реализации не обсуждаемых им целей. В случае определения поступка избирательной волей рациональность, интеллект становится законодателем.Законодательствующая роль ratio перед волей – это принципиально другой, новый способ поведения людей. Я сначала продумаю, установлю свою цель как закон, а воля будет тем инструментом, который будет выполнять установленное. Из этих типов взаимодействий вырастает, с одной стороны, общество как общность, которая есть, потому что она в определенном смысле всегда была, и общество как ассоциация, которое создается в результате наших рациональных действий, в некотором смысле создается мной каждый раз заново, когда я вступаю в запланированное мной взаимодействие.

Теннис говорит: «Все виды связанности, в которых преобладает сущностная воля, я называю общностью (Gemeinschaft), а все те, которые формируются посредством избирательной воли или существенно ею обусловлены, – обществом (Gesellschaft), причем оба понятия в их сущности и тенденциях суть модальности связанности». Что это значит, «модальности связанности»? Это значит, что все реальные связанности склоняются либо к типу Gemeinschaft, определенному сущностной волей, либо к типу Gesellschaft, определенному избирательной волей. Тогда общность и общество становятся основными типами, которые так или иначе определяют все виды, формы связанностей, существующих в обществе, а таких главных форм связанностей Теннис рассматривает три: отношения, совокупности, или группы и корпорации, или соединения, союзы.

Социальные отношения – самая простая форма, вид взаимодействий и самая многообразная и распространенная. Эти отношения пронизывают всю ткань совместной жизни людей, то есть перед нами форма простых повседневных человеческих взаимоотношений. Их существует огромное множество, но одни из них определяются взаимной привязанностью людей, они как будто существуют от природы, как будто всегда уже есть. Люди выполняют эти отношения по любви, по склонности, по обязанности, по долгу, по чувству, желанию, по разумному, наконец, основанию, из них как раз и складывается общность. Они создают ткань, образующую человеческую общность, ткань, которая опутывает всего человека, и эта опутанность держит его, дает ему уверенность и покой в жизни.

В противоположность отношениям такого типа существуют абстрактные, или договорные отношения между отдельными индивидами. И те, кто заключает такие договоры, вступает в такие отношения, мыслятся как разобщенные, отдельные личности. Ничего, помимо этого договора, не объединяет их, и, более того, они рассматривают каждый другого всегда как средство для достижения своей цели. Существует некий «другой», и ему необходимо нечто отдать, чтобы получить то, чего я желаю. То, что я для тебя делаю, есть лишь средство, чтобы вызвать твое ответное действие, которое и является для меня совершенно необходимым. Оно есть то самое следствие, мною замысленное и предположенное, та самая цель, выбранная моей волей, в данном случае, разумеется, избирательной.

Вот основа типологии общностных и общественных отношений. В дальнейшем различаются они и в зависимости от того, устанавливаются ли на основе равенства или на основе господства, неравенства. Общностные отношения тогда бывают трех типов: во-первых, товарищеский, который предполагает равенство людей. Элементарной формой товарищества является пара друзей, которая живет в братских, дружеских отношениях. Такие дружеские пары, тройки, четверки складываются, когда есть общие занятия, общее дело, общая идея, общая жизнь и т.д.

Противоположным товариществу является общностный тип господства. Образцом общностного типа господства Теннис называет отношение отца к ребенку, где отец, безусловно, господствует, управляет, командует ребенком, но это господство имеет характер охранительный. Такого рода господство характерно для традиционного общества. Это господство внутри рода, семьи, клана, но также существует и в более поздних традиционных обществах, где власть определяется неявным соглашением между людьми, когда одни принимают подчинение, поскольку нуждаются в защите со стороны сильного, а тот осуществляет господство, потому что способен защитить. Отношения приобретают форму отношений смешанного типа, когда отношения товарищеского типа и господства смешиваются друг с другом. Так бывает в семье, в отношениях между супругами или возлюбленными. Случается это и в небольших товарищеских компаниях, где есть неформальный лидер, которому, с одной стороны, подчиняются, с другой – он является товарищем.

Напротив, в общественных отношениях, безусловно, отсутствует товарищеский тип. Мы можем и здесь говорить об отношении равенства, но речь идет об отношении равенства в договоре, о равном партнерстве, из которого вовсе не возникает товарищества. Господство здесь также устанавливается через свободный договор либо между отдельными лицами, либо как соглашение многих принять над собой правителя, или главу и подчиняться ему безусловно или на определенных условиях. То есть при таком характере господства мы имеем дело с договором о господстве-подчинении между людьми, которые посредством этого договора обмениваются некими действиями ради определенных целей.

Олицетворением господства «общественного» типа является государство, где господство определяется законом, формальной инструкцией, в которой точно определены границы деятельности, поступков людей, и государством в собственном смысле слова тогда является современное государство, в котором «общностность» в значительной степени изжита, и общественные, договорные отношения определяют взаимодействия людей между собой, а также между ними и государством, и форма, которую он считает предельно общественной, – это демократическая республика. Именно республика, основанная на публичном законе, является, по его мнению, совершенной формой проявления господства в его общественной форме.

Куда меньше внимания уделяет Теннис совокупностям, или группам, полагая их тоже двух видов: общностные и общественные. Общностные они как бы от природы, они существуют, поскольку даны людям и даны неизменными, люди в них рождаются и живут. Примерами их являются касты в Индии, а также сословия. В этих совокупностях человек рождается и воспринимает их неизменными от природы или от бога, и в этом смысле вопрос о справедливости или несправедливости самого сословия бессмысленен. Можно быть недовольным положением каких-то групп крестьян, но место самого крестьянского сословия в социальной структуре несомненно. Крестьяне – это те, кто работает на земле, и в этой роли они незаменимы. В ведической Индии общество состояло из четырех варн, которые вечны, потому что произошли из тела бога Пуруши, из которого весь мир произошел. Поэтому они такие же несомненные, природные части мира, как солнце, небо, вода, лес вокруг. Вот это общностные совокупности. Общественные совокупности, по Теннису, это классы. В отличие от каст и сословий классы противоположны друг другу, антагонистичны.

Куда более важна для Тенниса чистая форма – корпорация. Корпорация – это то, что воспринимается как некое единство, что имеет общую волю, которая может быть навязана членам этой корпорации. При этом корпорации также могут быть как общностного, так и общественного характера. Корпорации общностного типа – это те, которые возникают из естественных отношений, в первую очередь кровнородственных, которые связывают людей, создают родовую общину. Кроме этого людей может связывать общее отношение к земле, совместное проживание на этой земле, соседство. Совместное проживание, соседство объединяет людей, заставляя их созывать советы и через советы принимать решения.

Еще один тип корпораций - городской: он основан на товариществе и складывается в совместной жизни традиционного города, под которым подразумевается европейский средневековый город. В таком городе люди объединяются, устанавливают порядок, чтобы защитить себя и установить мир внутри. Из этого желания защитить себя и установить порядок рождается политическая община, которая в определенной степени уже общественна, а не только общностна. Но все-таки общественный порядок в традиционном античном, восточном или средневековом европейском городе опирается на семейные и товарищеские связи внутри цехов, естественно вырастающие из них связи между цехами, связи, где естественным образом переплетаются общностное товарищество и господство.

Именно в городах начинает формироваться и распространяться индивидуализм, то есть некая другая жизнь. Общностная жизнь убывает, а на ее месте формируется новый общественный порядок, новая жизнь, новое взаимодействие людей, происходящее из потребностей, желаний, интересов индивидов, действующих личностей. Именно из этого возникает гражданское общество. Основанием гражданского общества является индивид, который ради осуществления своих желаний, стремлений объединяется в некое единство. Оно опирается на экономические взаимоотношения, то есть гражданское общество формируется на договорах о взаимоотношениях людей по поводу богатства, и затем оно формирует новый тип государства: не общностный, а общественный, где эти договорные отношения становятся главными. Классическим выражением корпорации общественного типа является современное демократическое государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: