Понятие коммерческого права

В юридической науке нет единства по вопросу предмета коммерческого права. Различные точки зрения можно свести к двум позициям, определяющим соотношение коммерческого и предпринимательского права[1].

Первая позиция основана на том, что коммерческое право – это и есть предпринимательское право[2]. Отсюда: коммерческие отношения – это предпринимательские отношения, а предприниматели – это коммерсанты.

Вторая позиция исходит из того, что коммерческая деятельность – это не всякая предпринимательская деятельность, а только торговая деятельность[3], а также деятельность по обслуживанию покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.[4]

Как представляется, вторая позиция более правильна и в ходе дальнейшего изложения содержания курса коммерческого права под его предметом будут пониматься общественные отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности, основными звеньями которой являются: сбыт товара производителем; деятельность профессиональных торговых (как правило, оптовых) посредников, доводящих товар от производителя до торговой сети; деятельность первичных приобретателей – розничных торговых организаций (образующих торговую сеть)[5].

Существуют и иные варианты организации торговой деятельности, например, продажа товаров без посредников, продажа по государственному заказу, продажа товара на бирже и т.д.

Отсюда следует, что коммерческое право, прежде всего, регулирует:

- порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;

- порядок заключения и исполнения договоров, содействующих торговле (договоры поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки и др.);

- права и обязанности сторон по договорам и их взаимную ответственность;

- защиту имущественных и личных неимущественных прав сторон договоров.

Одновременно коммерческое право рассматривает правовое регулирование управления торговлей; правила торговли; вопросы конкуренции в товарном обращении, содействия формированию структуры и инфраструктуры товарного рынка и др. В этой связи немаловажное значение для развития коммерческих отношений имеет государственное регулирование торговли, обеспечивающее защиту интересов и прав участников торгового оборота.

Сказанное позволяет сделать вывод, что по своему предмету коммерческое право близко к предпринимательскому праву. Предпринимательское право регулирует главным образом отношения в сфере предпринимательства – деятельности, направленной на получение прибыли. Торговля – это только часть деятельности, направленной на получение прибыли. Сама предпринимательская деятельность гораздо шире торговли – это и оборот ценных бумаг, и банковская деятельность, и строительная деятельность, и сельскохозяйственная деятельность, и инновационная деятельность, и др. Таким образом, понятие «коммерция» (торговля) более узкое, чем понятие «предпринимательство» (получение прибыли). Соответственно коммерческое право имеет более узкий и более специальный предмет регулирования, чем предпринимательское право, и в этом их главное отличие.

Метод коммерческого права, в основном, сходен с методом гражданского права. Последний характеризуется: юридическим равенством сторон; диспозитивностью регулирования общественных отношений; преимущественно судебным порядком защиты нарушенных прав; имущественной ответственностью правонарушителя.

В то же время для некоторых отношений, регулируемых коммерческим правом (например, в сфере государственного регулирования торговой деятельности), характерен императивный метод, предполагающий наличие отношений власти и подчинения.

Таким образом, коммерческое право – это совокупность юридических норм, регулирующих торговые и тесно связанные с ними отношения, возникающие между участниками экономического оборота.

Коммерческое право необходимо отличать от науки коммерческого права и одноименной учебной дисциплины.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание добывается на основе использования научных методов и средств.

В системе юридического образования коммерческое право выступает в качестве учебной дисциплины.

Учебная дисциплина предназначена для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Она формируется путем отбора теоретических положений, выработанных наукой, а также путем обобщения практического опыта. Она не создает нового знания, а лишь обобщает имеющееся знание в удобной для усвоения форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: