Самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства в прошлом была монархия. Монархия (от греч. monarchia -единовластие) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т.д.). История знает монархию неограниченную и ограниченную.
♦ Неограниченная монархия означает, что власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах.
Так, наиболее одиозной формой неограниченноймонархии была • деспотия, означавшая абсолютную (от лаг. absolutus - неограниченный, безусловный) власть самого монарха, полныйпроизвол приближенных к нему верхов и полное бесправие подданных.Классический пример такие государства Древнего Востока, как Ассирии (территория современного Ирака, XX XII вв. до н. э.), Вавилония (там же, XVIII - VI вв. до н. э.), Египет III-е - середина 1-го тысячелетия до н. э.) и другие.
|
|
Иногда деспотию дополняла • теократия', при которой глава государства (фараон, царь, император и т.д.) являлся одновременно его религиозной главой. Так было в Иудейском царстве (территория Южной Палестины со столицей в Иерусалиме, X-VI вв. до н.).), Арабском халифате2 (арабо-мусульманское 3 государство на обширных территориях к востоку, югу и западу от Средиземного моря, VII X ВВ.), Древнем Египте, Вавилонии, в так называемой Папской области (государство в средней Италии, VIII - X вв.) и др.
Значительно более мягкой формой правления была • сословная монархия. Она предполагала сочетание власти монарха с наличием органов представительства разных сословий (прежде всего духовенства, средних и мелких феодалов, горожан). Эта форма действовала во многих странах Европы (Англия, Испания, Франция, Польша, Чехия и др.) в основном в XIII-XV вв., когда там происходили объединение земель и становление централизованного государства(поэтому монархи и нуждались в поддержке представителей сословий). С целью собирания русских земель в единое государство сословное представительство (в виде земских соборов) действовало и в России в XVI - XVII вв.
Сплотив население, укрепившись и создав мощные государства, монархические режимы примерно тех же стран перешли к жесткому • абсолютизму - сильной, централизованной, самодержавной власти монарха. В этих условиях деятельность органов сословного представительства либо теряет прежнее значение, либо вовсе прекращается. Для многих стран Европы основной период абсолютизма пришелся на XVI - XVIII вв., а для России на XVII-XIX вв.
|
|
Однако во II-й половине XVIII в. в ряде государств Европы (Австрия, Дания, Испания, Швеция и др.) и в России [в 60-е п. XVIII вв., при императрице Екатерине II (1729 1796)] наступила своеобразная «оттепель» в суровом самодержавии так называемый • просвещенный абсолютизм. Суть его в том, что возглавившие эти государства «просвещенные монархи» стали проводить реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры, развития рыночных отношений, совершенствования школьного обучения и т. д.). Однако лот процесс социально-экономической перестройки, как всегда, имел не только поддержку, но и сильное сопротивление в обществе. Поэтому он шел трудно, противоречиво, иногда через кровь и насилие революций, с откатами назад и, наконец, в различных странах по-разному, растянувшись на многие десятилетия и даже века...
По мере развития и демократизации обществ на смену неограниченной, самодержавной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. ♦ Ограниченная монархия тоже предполагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», так как руководство страной осуществляют парламент (законодательство) и правительство (исполнительная власть).
В то же время исторический опыт показывает, что институт монархии может играть весьма положительную роль, служа важным национальным символом и позитивным моральным фактором, вдохновляющим, объединяющим и умиротворяющим общество. К примеру, именно благодаря авторитету и активности короля Испании Хуана Карлоса I (род. в 1938) был предотвращен антидемократический переворот в этой стране в 1981 г.
В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще соседние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представлена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах.
При этом, однако, везде есть свои нюансы. Так, например, монархия в Саудовской Аравии является не только неограниченной, но и теократической, поскольку король - и светский, и духовный глава общества. Другой пример - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Особенность егоограниченной монархии в том, что это монархия не конституционная, а парламентская, т. к. в стране нет писаной конституции (единого конституционного акта), и власть королевы (или короля) ограничивает парламент [в который, кстати, она (или он) тоже входят].