Монархия и ее формы

Самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства в прошлом была монархия. Монархия (от греч. monarchia -единовластие) - это такая форма государственно­го правления, при которой верховная власть пол­ностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - наследственного правителя, монарха (фараона, сул­тана, царя, короля, императора и т.д.). История знает монархию неограниченную и ограниченную.

Неограниченная монархия означает, что власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выс­тупала в разных исторических формах.

Так, наиболее одиозной формой неограниченноймонархии была • деспотия, означавшая абсолютную (от лаг. absolutus - неограни­ченный, безусловный) власть самого монарха, полныйпроизвол при­ближенных к нему верхов и полное бесправие подданных.Классический пример такие государства Древнего Востока, как Ассирии (территория современного Ирака, XX XII вв. до н. э.), Вавилония (там же, XVIII - VI вв. до н. э.), Египет III-е - середина 1-го тыся­челетия до н. э.) и другие.

Иногда деспотию дополняла • теократия', при которой глава государства (фараон, царь, император и т.д.) являлся одновременно его религиозной главой. Так было в Иудейском царстве (территория Южной Палестины со столицей в Иерусалиме, X-VI вв. до н.).), Арабском халифате2 (арабо-мусульманское 3 государство на обширных территориях к востоку, югу и западу от Средиземного моря, VII X ВВ.), Древнем Египте, Вавилонии, в так называемой Папской обла­сти (государство в средней Италии, VIII - X вв.) и др.

Значительно более мягкой формой правления была • сословная монархия. Она предполагала сочетание власти монарха с наличием органов представительства разных сословий (прежде всего духовен­ства, средних и мелких феодалов, горожан). Эта форма действовала во многих странах Европы (Англия, Испания, Франция, Польша, Чехия и др.) в основном в XIII-XV вв., когда там происходили объединение земель и становление централизованного государства(поэтому монархи и нуждались в поддержке представителей сосло­вий). С целью собирания русских земель в единое государство со­словное представительство (в виде земских соборов) действовало и в России в XVI - XVII вв.

Сплотив население, укрепившись и создав мощные государства, монархические режимы примерно тех же стран перешли к жесткому • абсолютизму - сильной, централизованной, самодержавной влас­ти монарха. В этих условиях деятельность органов сословного пред­ставительства либо теряет прежнее значение, либо вовсе прекраща­ется. Для многих стран Европы основной период абсолютизма при­шелся на XVI - XVIII вв., а для России на XVII-XIX вв.

Однако во II-й половине XVIII в. в ряде государств Европы (Австрия, Дания, Испания, Швеция и др.) и в России [в 60-е п. XVIII вв., при императрице Екатерине II (1729 1796)] наступила своеобразная «оттепель» в суровом самодержавии так называе­мый • просвещенный абсолютизм. Суть его в том, что возглавив­шие эти государства «просвещенные монархи» стали проводить реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры, развития рыночных отношений, совершенствования школьного обучения и т. д.). Однако лот процесс социально-эконо­мической перестройки, как всегда, имел не только поддержку, но и сильное сопротивление в обществе. Поэтому он шел трудно, про­тиворечиво, иногда через кровь и насилие революций, с откатами назад и, наконец, в различных странах по-разному, растянувшись на многие десятилетия и даже века...

По мере развития и демократизации обществ на смену неогра­ниченной, самодержавной монархии пришла монархия ограничен­ная, или конституционная. ♦ Ограниченная монархия тоже пред­полагает передачу монархического титула по наследству, но сама власть монарха ограничена на основании конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управля­ет», так как руководство страной осуществляют парламент (зако­нодательство) и правительство (исполнительная власть).

В то же время исторический опыт показывает, что институт монархии может играть весьма положительную роль, служа важ­ным национальным символом и позитивным моральным факто­ром, вдохновляющим, объединяющим и умиротворяющим обще­ство. К примеру, именно благодаря авторитету и активности коро­ля Испании Хуана Карлоса I (род. в 1938) был предотвращен ан­тидемократический переворот в этой стране в 1981 г.

В современном мире неограниченные монархии крайне редки. По всей видимости, они сохранились лишь в таких восточных государствах зоны Аравийского полуострова, как Катар, Оман, Саудовская Аравия (некоторые источники называют еще сосед­ние Бахрейн, Кувейт, а также теократическое государство-город Ватикан на территории Рима). Ограниченная монархия представ­лена более широко - в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштей­не, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и других странах.

При этом, однако, везде есть свои нюансы. Так, например, мо­нархия в Саудовской Аравии является не только неограниченной, но и теократической, поскольку король - и светский, и духовный глава общества. Другой пример - Соединенное Королевство Великобрита­нии и Северной Ирландии. Особенность егоограниченной монархии в том, что это монархия не конституционная, а парламентская, т. к. в стране нет писаной конституции (единого конституционного акта), и власть королевы (или короля) ограничивает парламент [в который, кстати, она (или он) тоже входят].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: