Программа дисциплины
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Для специальности
Культурология
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры № 1
от 19.09.2012
Преподаватель: Амельченко Светлана Николаевна
кандидат философских наук, доцент
МАГНИТОГОРСК – 2012
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цели курса
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основной целью данного учебно-методического комплекса является формирование систематических знаний студентов заочной формы обучения по курсу «Философия культуры», включающее изучение истории философского познания культуры, знакомство с содержанием основных культурфилософских концепций и их анализ, осмысление сущности культуры, ее структуры, функций, типов, закономерностей развития, места и роли в окружающем мире. Сопутствующими целями являются овладение терминологией и методологией философского исследования культуры, развитие современного научного мировоззрения студентов, их способности разбираться в специфике происходящих в современном мире процессов культуры.
|
|
1.2. Задачи курса:
· раскрыть актуальность философского познания культуры в контексте глобальных проблем современной действительности;
· показать, как культура, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности (материальную, духовную, социальную), в том или ином аспекте затрагивалась мыслью Востока, Античного мира, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени;
· выявить основные закономерности развития философского познания культуры в контексте ценностной ориентации общества и построения картины мира на различных этапах истории человечества;
· показать, как процесс осмысления культуры, зародившийся в недрах мифологического сознания и глубинах онтологии, распространился в морально-этическую, эстетическую, социологическую, этнологическую, психоаналитическую, лингвистическую и другие сопредельные сферы познания;
· исследовать круг вопросов, обозначившихся в истории философского осмысления культуры, среди которых проблемы становления личности; моделирования совершенного общества; целесообразного и гуманного отношения к природе; методологии получения знаний о культуре; построения ее типологии; разработки терминологии, нацеленной на уяснение сущности культуры и т.д.;
· изучить концепции различных философов, проанализировать основные труды и выявить значение их идей в контексте современной парадигмы культуры.
· обозначить онтологический статус культуры;
|
|
· охарактеризовать систему отношений между природой и культурой;
· уточнить понимание единства культуры и цивилизации как взаимодополняющих универсалий бытия человечества;
· объяснить значение культурных идеалов, норм и ценностей в развитии личности и общества;
· изучить факторы, детерминирующие содержание социокультурного процесса и виды его движения;
· выявить различные методы философского познания культуры: моделирования, типологии, системный, структурный и т.д.;
· определить роль языка как смыслообразующей и структурирующей основы культуры;
· раскрыть значение философии культуры в научном мире и истории человечества.