Надзорные жалоба или представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ГПК изучаются судьей ВС РФ. Судья изучает надзорную жалобу или представление по материалам, приложенным к жалобе или представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судьей может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, но эта просьба должна содержаться в самой жалобе или отдельном ходатайстве.
По результатам изучения надзорной жалобы или представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
|
|
2) о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Надзорные жалоба или представление рассматриваются в срок не более чем два месяца, если дело не было истребовано, или в срок не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд. Председатель или заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу или представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
|
|
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании;
7) предложения судьи, вынесшего определение.
Судья вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ..
Также как и в кассации, закон устанавливает основания для отмены судебных постановлений в надзорной инстанции, однако здесь они совершенно иные. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
После того, как на основании определения судьи Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению в судебном заседании лицам, участвующим в деле, направляются копии определения о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
Председатель или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Жалоба или представление прокурора на имя Председателя ВС РФ или его заместителя могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
Председатель или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании, не может участвовать в рассмотрении этой надзорной жалобы или представления с делом.
Жалоба или представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в срок не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба или представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора, докладываются судьей ВС РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы жалобы или представления, послужившие основаниями для их передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Лица, вызванные и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.
|
|
Все вопросы в судебном заседании решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.
По результатам рассмотрения жалобы или представления с делом Президиум ВС РФ. принимает постановление. Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании. Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. О принятом постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.
В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
2) дата и место принятия постановления;
3) дело, по которому принято постановление;
4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
ГПК устанавливает полномочия надзорного суда. Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
|
|
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии формальных оснований предусмотренных ГПК.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.