Порядок рассмотрения дел и полномочия надзорной инстанции

Надзорные жалоба или представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ГПК изучаются судьей ВС РФ. Судья изучает надзорную жалобу или представление по материалам, приложенным к жалобе или представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судьей может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, но эта просьба должна содержаться в самой жалобе или отдельном ходатайстве.

По результатам изучения надзорной жалобы или представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба или представление рассматриваются в срок не более чем два месяца, если дело не было истребовано, или в срок не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд. Председатель или заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу или представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании;

7) предложения судьи, вынесшего определение.

Судья вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ..

Также как и в кассации, закон устанавливает основания для отмены судебных постановлений в надзорной инстанции, однако здесь они совершенно иные. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

После того, как на основании определения судьи Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению в судебном заседании лицам, участвующим в деле, направляются копии определения о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Председатель или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Жалоба или представление прокурора на имя Председателя ВС РФ или его заместителя могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Председатель или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании, не может участвовать в рассмотрении этой надзорной жалобы или представления с делом.

Жалоба или представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в срок не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба или представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора, докладываются судьей ВС РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы жалобы или представления, послужившие основаниями для их передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Лица, вызванные и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

Все вопросы в судебном заседании решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.

По результатам рассмотрения жалобы или представления с делом Президиум ВС РФ. принимает постановление. Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании. Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. О принятом постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

ГПК устанавливает полномочия надзорного суда. Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии формальных оснований предусмотренных ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: