Порядок возбуждения и сущность надзорного производства

Пересмотр дел в порядке надзора, своими корнями уходит в древнюю историю, и был известен еще римскому праву. Установленная законом возможность пересмотра решения суда, в различных вариантах присутствует во всех процессуальных законах во всем мире. Действительно, никто не застрахован от судебной ошибки вследствие неправильного толкования закона судом или не исследованности фактической стороны дела, поэтому законом и устанавливается возможность пересмотра решений, когда проверяется законность и обоснованность решения суда одной инстанции, другой судебной инстанцией или другим судом. Наиболее распространенной системой по пересмотру судебных актов является такое построение, когда дело проходит три инстанции. В России, с начала 2012 года будет действовать четырехзвенная система, где дело рассматривается в первой инстанции, не вступившие в законную силу решения суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке, а вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанции могут быть проверены в порядке кассации. Помимо этого заинтересованному лицу дается еще один шанс для пересмотра судебного акта – в порядке надзора.

В современном ГПК порядок обращения в суд надзорной инстанции и процедура рассмотрения в значительной мере демократизированы, что позволяет сделать надзорную инстанцию более доступной и более полно учитывать интересы лиц, участвующих в деле. ГПК РСФСР устанавливал строго определенный круг лиц, которые имели право на обращение в суд надзорной инстанции. Надзорный протест вправе были принести – Генеральный прокурор, Председатель ВС РФ и их заместители, председатели судов и прокуроры субъектов федерации. Сейчас, в соответствии с ГПК, любое вступившее в законную силу судебное постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ГПК, в суде надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Кроме того, с надзорной жалобой в Президиум ВС РФ могут обратиться Генеральный прокурор и его заместители, если на предыдущих стадиях в деле участвовал прокурор.

Устранена множественность надзорных судебных органов и теперь единственным таким органом является Президиум ВС РФ.

ГПК РФ дополнен главой 41.1 «Производство в суде надзорной инстанции» регулирующей порядок обращения в надзорную инстанцию и производство в надзорной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения судов субъекта РФ и приравненных к ним военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Надзорные жалоба или представление подаются непосредственно в ВС РФ. Указанные выше судебные постановления, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

8) в надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Жалобы или представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле. Кроме того, к надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо право на льготы, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК к содержанию, жалоба не подписана управомоченным лицом или его представителем, не приложена доверенность представителя, не приложены копии судебных постановлений, число копий жалобы не соответствует числу лиц, участвующих в деле не оплачена государственная пошлина;

2) надзорные жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе или представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления;

5) надзорная жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ГПК.

Возврат жалобы или представления, оставленных без рассмотрения по существу осуществляется в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: