Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, к-рое назыв-ся «полунощницей». Полунощница бывает 3 видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из 2 частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует 2-я часть полунощницы (повседневной и субботней) из пс. 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 пс. «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все 3 полунощницы заканчив-ся малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам …», и произносится ектения, состоящая из 2х прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на к-рое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему …» на к-рое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услышины Боже, Спасителю наш», а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше …» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы:

1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю;

2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, к-рый может придти, как жених в полунощи;

3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по 1-м Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по 2-м Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Б.3. В.1. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ПОВЕЧЕРИЯ (ВЕЛИКОГО И МАЛОГО)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: