double arrow

Билет5. Археология как часть исторической науки: определение, основные понятия («культура», «памятник», «слой»)

Определение. Археология – это часть исторической науки, которая изучает прошлое человечества по вещественным памятникам при помощи специальных методов.

От истории как таковой она отличается тем, что у нее другой основной источник, а именно не письменные памятники, а остатки материальной культуры. Поэтому особенно важную роль археология играет в реконструкции дописьменной истории.

Археологи изучают архаические (т.е. дописьменные) общества по материальным остаткам – поселениям, могильникам, орудиям труда и т.д. Одна из ее задач – реконструкция быта людей через изучение вещей.

Письменные источники появляются 5 000 лет назад, на стыке 4 –3 тысячелетия до н.э. а человек появился более двух миллионов лет назад. Эта разница и покрывается археологией. В отличие от письменной истории археология непрерывно пополняется новыми материалами.

Археологическая культура. Определенная совокупность памятников, локализованных в едином вмещающем ландшафте и синхронные в о времени с общим набором основных характеристик. Археологическая культура соответствует одному народу. Если на эту территорию придет народ другой культуры то, это легко увидеть. Поскольку смена народов во времени археологически прослеживается легко то, поэтому важнейший предмет исследования археолога – взаимодействие культур, когда одна из культур воспринимает ряд черт другой Если имеется государственное общество, от которого не осталось письменных источников, мы многое о нем узнаем с помощью археологических исследований.

Археологический памятник - объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Прежде всего - отдельное поселение и\или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец). Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведется по культурным слоям.

Археологический слой. слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности (вещи и их обломки, органический и неорганический строительный и хозяйственный мусор, остатки сооружений и т.п.), срок образования которого ограничен во времени и имеет отчетливо выраженную нижнею и верхнюю границу. Культурные слои (или слой) располагаются между материком (нижний слой земли) и дерном (верхним почвенным слоем).

Культурный слой образуется на месте остатков сооружения, которые постепенно разрушались или разбирались. Люди вынимали наиболее крупные элементы конструкции, а остальное разравнивали и на этом месте строили новые сооружения. В городах он растет быстрее, чем в деревнях, а у оседлых земледельцев он растет быстрее, чем на кратковременных поселениях мигрирующих земледельцев или скотоводов.

Типы археологических памятников и принципы характеристики археологической культуры (с примерами из археологии изучаемого региона).

Археологический памятник - объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Прежде всего - отдельное поселение и\или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец). Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог.

Локализация памятника - часто по гидросистеме (!) или по ближайшим населенным пунктам.

Типы археологических памятников.

-погребальный памятник

- поселенческий памятник

- ритуально-культовый памятник

Памятники могут быть однослойными, где весь культурный слой относится к одному времени, есть многослойные, где разные культурные слои относятся к разным периода либо в жизни одной культуры, либо отражает смену культур. Такое часть бывает на памятниках, расположенных в благоприятном для ведения с.х. местности.

Порядок описания археологической культуры: сначала – название основных памятников, географическая локализация, датировка, внутренняя периодизация, далее – дается характеристика поселения, сооружений, занятий, орудий труда, керамики, погребений.

/помнить/:

-цикличность

-общество развивается, а не деградирует

-единство всемирного исторического процесса (!)

(!) Homo habilis - 2,4 млн лет назад

(!) появление первых гос-в - конец 4 тыс. до н.э.

Билет 6.Основные этапы антропогенеза. Современные гипотезы о происхождении человека современного типа.

Антропогенез – биологический процесс, в ходе которого происходило приспосабливание не только к естественной среде, но и к среде искусственной – культуре. Это то, что отличает человека от животного. Именно ей человек обязан и появлением и существованием. Культура – это все формы поведения основанные на внегенетической и избирательно усваиваемой, хранимой и передаваемой информации. Происходила эволюция благодаря мутациям – наследуемым изменениям в структуре генов, что отражается на анатомии, физиологии, характере развития и поведения живых существ. Вступают в действие факторы естественного отбора.

Нижний Палеолит(2,4 млн. лет – 130 тыс лет назад)Олдувальское ущелье (Африка)Homohabilis(человек умелый 1,7 млн лет назад),Homoergastr(человек трудящийся 1,7 – 1,6 млн. лет назад). Орудия: грубое ручное рубило, чоппер, чоппин.

Ранний Ашель (1,5 млн. – 400 тыс лет назад) Homoerectus(человек прямоходящий)Расселяется широко, почти по всему Старому Свету. Первобытное стадо. Ручное рубило, скребок. В Азербайджане найдена пещера с погребением.

Средний и Поздний Ашель (400 – 130 тыс лет назад)HomoAntecessor (человек пред-мествующий)Вероятн. Предшеств чел совр вида (Африка)Гайденбергский (500-150 тыс лет назад) (за пределами Африки). Жили в локальной группе. Левалуасская техника (удары отбойником по периметру камня)

Средний Палеолит (130 – 45 тыс лет назад)Неандерталец (150-130 тыс лет назад – 29 тыс). Запад. Европа – 23 т лет до н.э.Локальнаягруппа.Леваллуа-ская техника, ретушь (откалыва-ние мал. Чешуек).Преднамеренное погребение в скорченном положении, круглые могильные ямы.Встречаются сопроводит вещи, цветы

Поздний(верхний) палеолит Homosapience(появляется в Африке)Человек расселяется в Западную Азию, на территорию современной России и Украины.Появления лука и стрел, техника ноже видных пластин.

Незначительное потепление, ухудшение климата (с 30 по 24 тыс) – резко континентальный, средняя температуры уменьшается.

Вюрмское оледенение – начало – 24 тыс лет назад до 10 тыс.Первый пик – 24-23 тыс

Последний пик – 20-18 тыс

С 18 тыс начинается интенсивное развитие

В 29 тыс вымирают неандертальцы, последние представители – 23 тыс лет назад

Билет7. Верхний палеолит: стратегии выживаемости человека современного вида.

Поздний палеолит: 35 000 — 8000 гг. до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа — Homo sapiens. Первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более 20 видов орудий труда, в том числе костяные иглы с ушком, позволившие шить одежду из шкур животных. Около 29 — 22 тыс. лет назад рыбу начали ловить сетями, дичь — метательными камнями, боласами, для усиления броска копья были изобретены копьеметалки, и наконец впервые появилось оружие для стрельбы на дальнее расстояние — лук и стрелы. Обожжённая керамика появилась только в неолите, но фигурки из глины изготовляли уже в верхнем палеолите, хотя обжиг древнейшего известного науке образца (Вестоницкая Венера) мог быть и результатом случайного попадания в огонь.

Одомашнивание первого животного, собаки, произошло не позднее чем 14 тыс. лет назад. Относительно нижней границы этой даты единого мнения нет. Большинство исследователей полагает, что одомашнивание имело место в верхнем палеолите, то есть не ранее 30 тыс. лет назад, но существуют и оценки в 100 тыс. лет назад.

По данным археологии, около 30 тыс. лет назад создатели ориньякской культуры во Франции использовали календарь. Это был лунный календарь, который для отсчёта месяцев использует фазы Луны. Солнечный календарь появился только в неолите. В ту эпоху календарь использовали для вычисления сезонных миграций животных, на которых люди охотились. По некоторым данным, такого рода вычисления производились даже неандертальцами.

Эпоха происхождения вокальной музыки науке неизвестна, но первые музыкальные инструменты (костяные флейты, см. Ориньякская культура) находят на стоянках верхнего палеолита.

Наскальные рисунки, резьба по кости и доисторическая скульптура, появившиеся ещё в среднем палеолите, в верхнем стали более распространёнными и разнообразными. Доисторическое искусство в наше время разделяют на две категории: жанровое и абстрактное. Первое представляет собой более или менее реалистическое изображение людей и животных, иногда людей в масках животных, а второе — символические узоры с орнаментом. Считают, что изобразительное искусство обслуживало магические ритуалы.Возможно также, что символические изображения животных служили знаками принадлежности к определённым этническим группам. Изображения Венер разные авторы считают символами богини-матери, доисторической порнографией, амулетами и даже автопортретами .

В верхнем палеолите возникают развитые ритуалы и культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Изображения и захоронения медведей вместе с его глиняными статуэтками, покрытыми медвежьей шкурой, свидетельствуют о древнем тотемном культе этого животного[52]. Не исключено также, что культ хищных зверей обозначает начало или магическое обоснование охоты на людей и ведения войнили прямую зависимость племени от популяции хищника. Антропоморфные изображения и представления о существовании полулюдей-полузверей могут свидетельствовать и о появлении у людей верхнего палеолита пантеона богов или сверхъестественных существ, как о практике шаманского типа, с нагвализмом, отождествлением человека и соседствующего вида, характерным равенством природы существ. Выражаемое посредством надевания масок животных, шкур или черепов, как это наблюдается в современных племенных сообществах, отождествление шамана с духом зверя связывается с общностью природы стаи, племени, стада видов. Считают, что поклонение предкам также возникло в верхнем палеолитеи совпадает с феноменом существования вожака и уникальных особей или феномена упорядоченности в каждой стае. Идентификатор вожака, признак особи — мог существовать дольше чем организм особи, оказываясь наследуемым и наблюдаемым в соотношении с иными признаками.

Смысл магических ритуалов, по-видимому, самостоятелен и не нуждается в переводе на современные языки, он основан на рефлексах гоминид с длительной природой жизнедеятельности, а перевод предполагаемых ритуалов состоит прежде всего в отождествлении с пожеланиями удачной охоты, плодородия успеха в задачах реализации необходимости. Современное представление о задачах сформировано лишь на основе антропологической реализации такого успеха. Например, доисторические Венеры могли рассматриваться не только как матери всего племени, но и матери животныхчья популяция неотъемлема от природы самого племени.

В верхнем палеолите на смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный аналог института брака, упорядочивший половые отношения, при регуляции, основанной на существующей у гоминид иерархии в стае, гомологичной для всех стай высших животных. Брак возникает как взаимосвязь репродуктивной и иных форм деятельности особей в стае, племени. Половой признак особи доминирующего организма оказывается существенным для разных типов племён.

Основные культуры верхнего палеолита Европы:

  • Ориньякская культура.
  • Солютрейская культура.
  • Мадленская культура.
  • Свидерская культура.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: