Билет 16. Нижняя Месопотамия: Шумер в раннединастийный периоды 1 и 2: на пути к территориальному государству. Структура нома и формы управления им

7) Государства Шумера в первой половине 3 тыс. до н.э. Историческая роль шумерской цивилизации Возникновение государственности: ~начало 3 тыс. до н.э. Основные городские центры: Ур, Урук, Лагаш, Ларса, Ниппур, Киш, Умма Междуречье было густо заселенным Раннединастический период – XXVII-XXIV вв. до н.э 3 этапа РД I XXVIII-XXVII Ведущую роль играет г.Киш РД II XXVII-XXVI Возвышение Урука (Гильгамеш), ослабление Киша РД III XXV-XXIV Выдвижение Ура (1ая династия), растет тенденция объединения; затем на первых ролях Лагаш (Эанатум подчиняет Умму (при победе составлен первый в мире дипломатический международный договор), Киш, Урук, Ларсу и даже Элам) Позднее(после 2312 г.) Умма побеждает Лагаш и создает объединение со столицей в Уруке, павшее под ударом Аккада. Тип земледелия – ирригационный, это являлось одной из предпосылок возникновения государственности(необходимость организации земледельцев) Владелец земли – город (видимо, в лице общины полноправных «граждан»(!), который считался находящимся под покровительством опр. божества, храм которого и был возведен в городе. Способ управления – совет старейшин и народное собрание, состоявшее из полноправных мужчин, способных носить оружие Во главе города – энси, глава храма (или энтум – верховная жрица) * К середине 3 тысячелетия важную роль начинает играть лугаль(городской военачальник), который часто брал на себя политические функции энси Храм располагал обширным храмовым хозяйством (неотчуждаемые земельные владения, не являвшиеся городской землей,обрабатываемые зависимыми от храма земледельцами или сдаваемые в аренду) => храмы богатые, имели даже собственные военные отряды Возникновение письменности (клинопись) связано с необходимостью ведения учета храмового имущества=> можно говорить о том, что храмы были и культурными центрами В то же время создаются школы для подготовки будущих писцов Бонусы: Легитимизация власти религиозным путем. ээээ (изначально во главе государства жрец; миф о создании людей, т.к. богам было лень заниматься физическим трудом; боги=знать) Главные материальные источники найдены при раскопках в уре. Гильгамеш – лугаль(?) урука Историческая роль шумерской цивилизации 1) Первая в мире 2)--+Развитая культура, в т.ч. литература 3) -+Появление письменности, которая за счет материала (глиняные таблички) хорошо сохраняется и является важным источником 4)+-В том же регионе позднее возникает первая мировая держава – ассирийская империя 8) Аккад при Саргоне и Саргонидах. Шумерско-аккадское царство 3 династии Ура.   19:05  

8) Аккад при Саргоне и Саргонидах. Шумерско-аккадское царство 3 династии Ура.
Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррум-кен, пер.- царь истинен). Возможно, был человеком не царского и не аристократ. происхождения. Видимо, овладел властью в рез-те дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя Лугальзагеси. Он подчиняет Киш, Упи-Акшак и др. сев. города. Между Тигром и Ефратом строит новую столицу – Аккад, которая дает имя всему новому гос-ву.
Затем война с Лугальзагеси и его союзниками = победа над 50 правителями. Крупные шумерские города (Умма, Ур. Лагаш) сопротивляются, но все же Саргон омывает свою полную победу в Персидском заливе. Далее покорены территории северо-западной и северной Месопотамии (Субарту), совершались набеги в Элам. Итог правления 55-летнего Саргона (2316-2261гг до н.э.) – крупнейшая по тем временам держава в Пер. Азии с центром в Аккаде. Последствия: создание мощной ирригационной сети, общегосударственной системы мер и весов (привело к развитию товарно-денежных отношений, морской, речной торговли), строительство дорог и гаваней. Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на совет старейшин. Формируется опора царской власти – служилая знать, частично жречество.
Во времена Саргонидов храмовое хоз-во в руках правителя, у жречества доп. льготы, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. Жрецы же прославляют правителя. Новая служилая знать (царская бюрократия) также является опорой царя. Ее представители возглавляют некоторые города Месопотамии, заменяя энси. В общине – имущественное расслоение. Создается постоянное войско, где воины получают за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн + много рабов.
Итого: 24-23 вв до н.э. – Аккад – мощная деспотия. Но появился ряд затруднений: брожение среди старейшин, мятежи, отпала область Субарту и города (Вавилон и др.).
Римуш – преемник Саргона. Принял решительные меры. Карательные походы в Умму, Лагаш и др. Два похода на Элам. Пытался заручиться поддержкой жречества, но противники были сильнее. Был забит каменными печатями. Брат Маништушу тоже подавлял восстания. Вводит налоги на храмовое хоз-во, но в то же время пытается заручиться поддержкой у жречества, приносит дары храмам и т.д. Насильственная смерть.
Нарам-Суэн (2236-2220гг до н.э.) укрепляет деспот. власть, во главе городов сажает своих сыновей, опирается на жречество, его провозглашают «богом Аккада» + детерминатив перед именем. Активная внешняя политика. Но начинаются конфликты со жречеством и блабла, голод из-за нашествия кутиев.
Аккадское царство еле-еле отбивается от нашествий степняков, эламитов, кутиев.
Кутии управляли Месопотамией с помощью наместников и военочальников из среды аккадцев и шумеров. Одним из них был энси Лагаша – Гудеа (вторая половина 22 века до н.э.)
1201 г кути разбиты Утухенгалем. Вскоре он умирает. Власть переходит к царю Ура – Ур-Намму – основателю III династии Ура (конец 22- конец 21 вв до н.э. – неошумерский период).
Полностью восстановлена ирригационная система, принято решение о строительстве новой сети каналов, строительство новых храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, Дворца и усыпальниц царей в Уре.
Царская земля. Категории: царская – обрабатывалась рабами, земля для храмов, земля для пользования храмовому персоналу и проф. воинам. Наряду с царской землей, были земли, принадлежавшие общинам и частным лицам. Ярко выраженный рабовладельческий характер общества.
Государство имеет законченную форму древневосточной деспотии. Во главе царь с неограниченной властью, жречество подчинено царю. Также царю подчинен огромный бюрократический аппарат. Вся страна разделена на наместничества, во главе которых энси, назначаемы и сменяемые царем. Организован царский суд. Общинные суды. Для нужд судебного ведомства созданы законы Шульги. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.
Армия состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. наемники, главным образом из западных соседей – амореев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: