Что такое культурология?

Для того, чтобы более или менее адекватно представить себе, что же изу­­­чает культурология, необходимо познакомиться с современными научными представлениями о культуре.

Жизнь людей сочетает в себе биологические процессы, происходящие в их организ­мах, с двигательной и умственной активностью, направленной на вза­имодействие с вне­ш­­ней средой. Целеориентированная активность (пре­сле­дующая осознаваемые челове­ком цели) называется деятельностью. В конечном счете, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удов­летворение. Но люди живут не по одиночке, а коллективами (сообществами). И удов­лет­ворение интересов и потребностей одного члена коллектива в принципе не должно нарушать интересы и мешать удовлетворению потребностей дру­гого. Иначе совместное сосуществование людей окажется практически невозможным. Ре­шая эту проб­ле­му, люди постепенно вырабатывают сложную систему «правил игры» – совокупность таких спо­со­бов удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей, которые являются социально приемлемыми и допустимыми по своей социальной цене и последствиям. Подобные «правила игры» (или точнее правила коллективного общежития и взаимодействия людей) стимулируют социальную ин­теграцию членов сообщества и не наносят вре­­да их социальной консоли­ди­рованности, сни­мают накапливающиеся проти­воре­чия и напряжения в их совместном бытии, а по возможности и повышают уровень их солидарности, взаимопонимания и взаимосогласованности в деятельности. Эта система «правил игры» или «социальных конвенций» (стихийно достигаемых соглашений о порядке совместного существования и взаимодействия людей) и называется культурой.

Помимо того та степень упорядоченности мира, которая естественным образом осуществляется природой, оказывается недостаточной для человека. И, начиная, с периода верхнего палеолита, человек начал работу по искусственному упорядочиванию мира, познанию его и упорядочиванию своих знаний и миропредставлений. На основании этих искусственных порядков складывались и эволюционировали межчеловеческие отношения, происходила социаль­ная организация людей в устойчивые коллективы и регуляция взаимодействия людей в них. В конечном счете, эти искусственные порядки в деятельности и сознании и стали основными «правилами игры». Т.е. культура – это еще и порядок в мозгах и поведении человека.

Но в процессе своей жизнедеятельности люди накапливают и определенный социальный опыт. Этот опыт является своеобразным сепаратором тех «правил игры», по которым живет данное общество. Те «правила», которые ока­зываются на­и­более эффективными, универсальными, приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, закрепляются в памяти в виде традиций, обычаев, нравов, а со временем и законов. С этих позиций культура – это и коллективная память о наиболее эффективных компонентах стратегии выживания, выработанной данным народом за его историю.

Описанные основания совместного бытия людей реально воплощаются во множестве разнообразных проявлений. Это искусственная материально-про­ст­­ран­ст­венная среда человеческого существования, «второй мир», создава­емый людьми в дополнение к первому – естественному – и насыщенный материальными и ин­фор­мационными продуктами человеческой деятельности. Это мотивация и формы поведения и взаимодействия людей между собой. Это рациональные знания об окружающем мире и образы собственной фантазии, ре­ализуемые людьми в различных интеллектуальных текстах или художествен­ных произведениях, и т.п. И все это осуществляется людьми не любыми способами, а более или менее нормированными, социально допустимыми, отобран­ными на основании длительного социального опыта существования данного сообщества. Разумеется, далеко не все и не всегда делается в полном соответствии с этими эталонными образцами и тре­бованиями. По тем или иным причинам люди, удовлетворяющие свои интересы и потребности, нарушают сложившиеся «социальные конвенции»; такое поведение обычно называется «антисоциальным» и подвергается различным санкциям со стороны сообщества (от морального неодобрения до крайних форм насилия). Таким образом, в культуре цель никогда не оправдывает средства. Средства являются допус­ти­мы­­ми, только если они культурно санкционированы (законами, религией, традициями, обычаями, господствующей моралью и т.п.).

Культура всякого сообщества складывается постепенно по мере накопления социального опыта совместной жизни и деятельности, под влиянием спе­­цифических условий места и исторической судьбы коллектива, чем обус­ло­в­ливается региональное и историческое своеобразие культуры того или иного на­рода. Ее основные функции связа­ны с решением задач по социальной орга­низации людей в их коллективной жизнедеятельности, регуляции форм этой жиз­недеятельности, практической и психологической адаптации людей в реаль­но складывающихся условиях их существования, коммуницирования (обме­на информацией) между членами сообщества, а так­же с работой механиз­мов социального воспроизводства общества и личности, т.е. трансляции сле­ду­ю­щим поколениям социального опыта совместного сосуществования дан­ного кол­лектива людей (народа, социальной груп­пы и т.п.). Таким образом, основным результатом (продуктом) куль­турных процессов является выработка и внедрение в сознание людей норм социальной адекватности жизни в данном коллективе и допустимых способов осуществления тех или иных практических или символических действий, отражающих социальный опыт данного сообщества, его исторически сложившиеся организационно-регулятивные формы, меж­поколенное наследование этих традиционных форм и норм, а также их постепенная изменчивость и обновление.

Этот описанный срез относится к области социальных реалий культуры, т.е. к сфере организационной практики социального бытия, регулируемой такими подсистемами, как хозяйственная, политическая и правовая, функционирующими, разумеется, не только как специализированные отрас­ли деятельности, но и на уровне повседневной жизни людей в виде обычаев, нравов, морали и пр.

Однако люди не только механически выполняют предписанные им нормы социального общежития и поведения, но и осмысливают их, интерпретируют, систематизируют, спорят о спо­собах их применения, переживают их или случаи их нарушения и т. п. Эти задачи решаются в рамках процессов познания, осмысления и накопления социально значимой информации, происходящих в областях философии, религии, науки и искусства, также функционирующих как на специализированном, так и на обыденном уровнях. Этот срез можно условно назвать культурой интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций все тех же «правил игры» коллективного существования людей. Основным продуктом, вырабатываемым этими подсистемами, являются «культурные тексты», аккумулирующие в себе теоретически обобщенный и проинтерпретированный отдельными авторами социальный опыт и выражающие его в таких феноменах как социальные ценности и идеалы. Ценности – это по существу все те же нормы социальной адекватности, но трансформированные в образы социальной престижности, причастность к которым открывает человеку доступ к большему объему и лучшему качеству различных социальных благ (т.е. средств удовлетворения интересов и потребностей, о которых речь шла с самого начала). Культура интеллектуальных рефлексий прежде всего формули­рует и задает людям эталонные образцы такого рода ценностей, типов нормативного поведения, этических принципов, нравственных идеалов и др. социально предпочитаемых способов осуществления жизнедеятельности, связанных с задачами удовлет­ворения людьми своих ма­териальных, интеллектуальных, эмоциональных, властно-рас­по­ряди­тель­ных, психико-компен­са­тор­ных, статусных и иных социальных притязаний.

И, наконец, третий срез культуры включает в себя подсистемы социальной коммуникации и трансляции социального опыта от поколения к поколению (т.е. воспроизводства обще­ства как социокультурной целостности и личности человека как адекватного члена этой целостности). Сюда относятся вербальные (словесные) и невербальные языки, которыми пользуются люди, системы письменности и книгоиздания, институты образования и воспитания, художественная культура, массовые средства информации, а также ряд подсистем, с помощью которых осуществляется накопление, хра­нение и распространение социально значимых знаний и «культурной памяти» сообщества (архивы, библиотеки, музеи, клубы и др. организации просвещения). Последние играют большую роль в процессах «окультуривания» человека, становления его как личности как члена того или иного культурного сообщества; вне этого личности не бывает, а человек вырастает просто биологическим индивидом. В этом блоке, как правило, не создаются собственные «культурные тексты» общесоциального значения, а лишь реализуются технологии внедрения такого рода «текстов» в сознание людей.

Существенная часть описанных культурных процессов происходит в сообществах более или менее стихийно в рамках обыденной коллективной жизни людей. Вместе с тем многие такие процессы организуются и регулируются сообществом целенаправленно. Инструментами такой организации и регуляции являются социальные институты – специализированные струк­­туры (государственные, общественные, частные), занимающиеся производством описанных выше «культурных текстов», их внедрением в сознание людей, а также практическим регулированием их жизнедеятельности в соответствии с ценностными нормами принятых в данном сообществе «социальных конвенций». Эта социокультурная регуляция охватывает по су­ществу все стороны жизни сообществ, и в ней принято выделять специа­лизи­рован­ные институты общеэкономической, общеполитической и об­ще­правовой сфер, а также некоторые иные, более частные. Те же институты, которые про­изводят собственно «культурные тексты» и осуществляют регуляцию в сферах интеллектуальной и духовной жизни людей – в религии, искусстве, образовании, информации и др., относящихся к областям познания и коммуницирования, накопления и трансляции опыта в его наиболее общих социальных параметрах, принято называть культурными институтами (в узком смысле слова «культурный»). Комплекс приемов и принципов управления культурными институтами со стороны государства и общества называется культурной политикой. Что же касается той части культурных норм, которые функционируют не в институциональной, а в повседневной жизни людей, то их регулятором являются культурные традиции, нравы и обычаи, исторически сложившиеся в данном сообществе. Иначе говоря, совокупность традиций, нравов и обычаев – это и есть культурная политика общества по отношению с его членам, только реализуемая не в ин­сти­туционали­зиро­ван­ной, а в обыденной сфере социального бытия.

Однако все сказанное относится главным образом к социальному (т.е. групповому, коллективному) аспекту существования культуры. Но фактичес­ким субъектом культурных процессов всегда является отдельный человек, который ведет себя не только как пассив­ный «продукт окультуривания», т.е. механический исполнитель усвоенных им культурных образцов и норм, но и как их активный интерпретатор. Человек творчески развивает культурные образцы и нормы, порождает новые культурные формы и т.п. Именно в процессе такого рода интерпретаторской и инновативной практики людей и происходят изменения в культуре – от самых микроскопических, до общей исторической эволюции. Причины подобной вариативности в исполнении культурных предписаний многообразны, но наиболее распространенной является потребность в адаптации – приспособлении людей к складывающимся природным и социальным (историческим) обстоятельствам, в которых им приходится действовать. В целях поддержания комфортного существования (и особенно состояния психологической комфортности) человек должен все время упорядочивать свои связи с окружение м, приспосабливать усвоенные им культурные нормы и иде­алы к меняющимся условиям их применения. Такого рода гибкость, плас­тич­ность че­ловеческой психики, способность к сочетанию жестких нормативных установок культурной традиции с их вариативно-творческим исполнением, видимо, является необходимым свойством психологического выживания че­ловека в мире. С этой точки зрения культура пред­ставляет собой совокупность приобретенных в процессе социализации индивида пси­хо­логических черт его личности (в отличие от психических свойств, унаследованных им генетически). Таким образом, культура – это еще и главная «связующая нить» между личностью и ее социальным окружением, способ существования человека в обществе и мире.

Помимо внутренней структуры (связанной с разделением социальных функций между людьми, складывающимся в ходе их совместной жизни) культура обладает еще и имманентной динамикой. Эта динамика выражается, во-первых, в порождении новых социокультурных явлений (феноменов), изменчивости (развитии, росте, деградации и т.п.) по ходу времени уже име­ю­щихся, а также отмирании (или изменении значения, смысла, символической нагрузки) тех, что утратили свою социальную актуальность. Во-вто­рых, во взаимодействии культурных феноменов между собой в процессах их функционирования. И, в-третьих, культурная динамика проявляется в процессах объединения отдельных культурных явлений в системные (т.е. организованные, иерархизированные и т.п.) целостности и их функционировании и взаимодействии уже в качестве частей этого системного целого, а также в развитии или деградации и распаде этих культурных объединений (конфигураций). Традиционно принято делить культурную динамику на социальную, в ходе которой меняются по преимуществу лишь остро актуальные формы (продукты) социокультурного бытия людей, и историческую, в ходе которой меняются сами технологии (способы) осуществления социальной жизнедеятельности сообществ, принципы их коллективной организации и регуляции, познания и коммуникации. При этом прежние институты социального воспроизводства общества оттесняются в область приватного бытия, а их место занимают совершенно новые институты и способы трансляции социального опыта.

Все эти проблемы изучаются многими социальными и гуманитарными науками, а вопросами наиболее общего, универсального характера – формирования, существования и изменчивости культуры как целостного явления – занимается специальная отрасль знания – культурология. В отличие от социологии, изучающей наиболее общие формы коллективного сущест­вования людей, психологии, изучающей мотивацию их поведения, а также этнологии, изучающей национальные особенности их обыденного бытия, культурология исследует прежде всего культурное содержание (т.е. цен­ностно-смы­с­ловое) социальной жизни человека, тексты, в которых это содержание воплощается, и соответственно языки (как вербальные, так и невербальные), на которых это содержание передается от индивида к индиви­ду, от поколения к поколению. Культурология в целом является интегративной междисциплинарной областью знания; по некоторым определениям – интеллектуальной тенденцией познания культуры не только как предметной области, но и в значительной мере как проблемного поля смыслов коллективного человеческого существования.

Все проблемные области, рассмотренные выше, в той или иной мере относятся к сфере теории культуры. Но поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-то историческое происхождение и, как прави­ло, подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентриру­ется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхож­дения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление получило название исторической культурологии.

Основная познавательная цель культурологии может быть определена как стремление увидеть и описать как прошлое и настоящее, так и вневременную сущность человеческой цивилизации как историю и сущность социальных норм коллективного человеческого бытия – форм социальной организации и ре­гуляции локальных сообществ, образов их жизни, структуры и смысловых акцентов картин мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности и т.п., в отличие от «классической» истории культуры, писавшейся преимущественно как история шедевров – уникальных творений человеческого гения, всегда являвшихся более или менее очевидными исключениями из массовых и типичных норм и образцов культуры эпохи.

Это не значит, что культурология уклоняется от исследования процессов интеллектуального и художественного творчества. Но и при исследовании про­изведений искусства, философских или религиозных текстов культуролога интересуют прежде всего источники социального заказа на эти про­­изведения, их культурный контекст, степень идеологической ангажированности, общепри­нятые в то время нормы исполнения подобной деятельности, какие смыслы вкладывались в эти формы и на каких символических языках они выражались, каковы были допустимые границы интерпретаций канонических образцов, кри­терии оценки результатов и масштабы культур­ного влияния данных произведений и т.п. Культурология видит в событиях и продуктах социально-ис­то­рического бытия (включая художественные и иные произведения) прежде всего процессы и результаты реализации интересов и потребностей людей – жизнеобеспечивающих, жизнеохранных, познавательных, властных, сексуальных, психоадаптивных, прес­тижно-ста­ту­с­ных и пр. Некоторые из этих интересов су­ществуют в индивидуализированной форме (как потребность в социальной самореализации личности), другие – в групповой. Реализация групповых интересов, как правило, связана с более или менее стихийными процессами самоорганизации людей в устойчивые коллективы и выработки ими способов и правил коллективного взаимодействия и взаимопонимания.

Но этого оказывается мало. Культура в абсолютно «замороженном» состоянии (гомеостазе со средой) может существовать только в экстремальных природно-географических условиях (приарктических или экваториальных зо­нах, высокогорных районах и т.п.). В более спокойных условиях и обстоятельствах жизни «социальные конвенции» совместного бытия создаются сообществами «не навсегда». Каждому новому поколению приходится с большей или меньшей радикальностью переосмысливать, обновлять, развивать или, по край­ней мере, творчески реинтерпретировать их, вырабатывать новые эталонные образцы – «культурные тексты» (в религии, философии, искусстве, общественном сознании) и реализовывать их в уже новых исторических условиях существования, переводить их на новые более актуальные языки и коды культуры и транслировать следующим поколениям в постоянно обновляемом виде. А главное – производить все эти трансформации, сохраняя более или менее выраженную лояльность к историческому опыту и традициям своих предков.

Разумеется, степень радикальности тако­го рода трансформаций зависят от уровня развития общества и доминирую­щего вектора его существования: модернизационного или традиционного. Однако абсолютно «застыв­шие» в своей традиционности или, напротив, тотально отказывающиеся от своего культурного наследия культуры практически не встре­чаются. Кажется, что традиционность и ее активная изменчивость – это взаимоисключающие установки. Но, как свидетельствует история, иным образом устойчивая коллективная жизнь у людей не получается. Это вечное противоречие между опытом «отцов» и новыми актуальными необходимостями «детей», разрешаемое в очень трудных творческих исканиях человеческого разума, в логически почти необъяснимых своими неожиданными поворотами и имп­ровизациями эмоций и интуиций человеческого таланта, в явных адаптивных решениях и скрытых имманентных коллизиях со­перничества и компро­миссов между разными ценностными установками тех или иных социаль­ных групп и т.п. – это и есть культура, или, по крайней мере, то, что мы понимаем в качестве «живой культуры».

Разумеется, это далеко не все проблемы, которыми занимается культурология. Но это, по крайней мере, отражает основные моменты общей теории культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: