double arrow

АКАДЕМИЯ 15

истинность противоположных суждений) и превращение её в мировоззренч. принцип наряду с возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич. скептицизма, определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад (сын Епикома или Филокома) абсо­лютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддержи­ваемый в Новой А. (схолархи: Карнеад, сын Полемар­ха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 — 88? до н. э.), к-рого иногда называют основа­телем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догма­тизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при осаде Афин Суллой были разрушены помещения А. и выруб­лен академич. сад, причём погибла библиотека А. Од­нако ещё в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афи­нах (его слушал Цицерон). Статус А. вплоть до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С кон. 2 в. до кон. 4 в. А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского толка, развиваемый затем в 5 — нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских неоплатоников во гла­ве с Дамаскием отправились ко двору персидского ца­ря Хосрова.

Возрождение платонизма в 15 в. привело к учрежде­нию Козимо Медичи в 1459 платоновской А. во Фло­ренции, просуществовавшей до 1521. Во главе её стоял Фичино, к ней принадлежали К. Ландино, Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого круга филос. устремлений Флорен­тийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток дать синтез платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами религ.-филос. мысли.

• Л о с е в А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 316—51; Seel O., Die Platonische Akademie, Stuttg., 195,3; С a m e-ron Α., La fin de I'Academie, в кн.: Le neoplatonisme, P., 1971, p. 281—90.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad — к и culture — образование, развитие), процессы взаи­мовлияния культур, восприятия одним народом полно­стью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в науч. обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением изменений в культуре амер. индейцев в условиях насильств. ассимиляции их американцами европ. происхождения. После 2-й ми­ровой войны проблема А. культурно отставших наро­дов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Лат. Америки. В сов. лит-ре термин «А.» не получил распространения, обозначаемые им процессы изучаются сов. этнографами как процессы ассимиляции и этнич. консолидации.

• Бахта В. М., Проблема А. в совр. этнографич. лит-ре США, в сб.: Совр. амер. этнография, М., 1963 (лит.).

АКСЕЛЬРОД (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус. философ и литерату­ровед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский ун-т. В 1903 примкнула к меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». Вслед за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала против «экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос. критикам историч. ма­териализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: