Неомальтузианство 425

как революционера. «Революц. зерно» усматривается в тезисе о «половом влечении», отрицат. последствия к-рого будто бы мобилизуют людей на ликвидацию раз­рыва между темпами роста населения и увеличения объёма продовольствия.

В своих практич. рекомендациях Н. выделяет в пер­вую очередь биологич. сферу воспроизводства людей и отодвигает на задний план мероприятия по преобразо­ванию экономики, подъёму уровня жизни населения, выражающих социальную сторону этого процесса. Совр. ведущие демографы США оценивают воздействие па биологич. механизм рождаемости как «основной эле­мент» стратегия, программ по отношению к населению мира, на деле игнорируя необходимые обществ. преоб­разования. Марксисты при оценке Н. проводят строгое различие между пропагандой методов и средств ограни­чения рождаемости, проводимой в определ. условиях, и H. как идеологией. «Одно дело — свобода медицинской пропаганды и охрана азбучных демократических пpaв гражданина и гражданки. Другое дело — социальное учение неомальтузианства. Сознательные рабочие всег­да будут вести самую беспощадную борьбу против попы­ток навязать это реакционное и трусливое учение...» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 23, с. 257). Объективно идео­логия Н. служит тем же человеконенавистнич. целям, что и мальтузианство вообще.

• Ленин В. II., Рабочий класс и Н., ПСС, т. 23; С у д о-платов А. П., Демография, концепции, М., 1974; Рубин Я. II., Оптимум населения: что за этим понятием?, Минск, 1979.

«НЕОМАРКСИЗМ», течение бурж. обществ. мысли 30—70-х гг. 20 в., ревизующее марксизм-ленинизм с позиций мелкобурж. революционности. «Н.» — неод­нородное u противоречивое течение. Для него характер­на смесь марксизма с элементами неогегельянства, ниц­шеанства и др. вариантами философии жизни (боль­шинство представителей франкфуртской школы),с «ле­вым» экзистенциализмом (Сартр), неофрейдизмом как в либерально-гуманистич. трактовке (Фромм), так и в анархо-радикальном духе «сочетания» социально-политич. революции с тотальной «сексуально-культур­ной» революцией (Г. Маркузо, В. Райх), со структура­лизмом (Л. Гольдман), фил ос. герменевтикой (Хабер-мас) и пр. В США и Великобритании 60-х гг. «II.» вы­ступил и как особая социология, тенденция, крити­чески противостоящая офиц. социологии (Ч. Р, Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).

«Н.» обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «филос. антрополога», зрелому Марксу, автору «Капи­тала», с его «неромантич.» ориентацией на науч. зна­ние. Излюбленные филос. категории Н. -- отчуждение и овеществление, к-рым придана апокалиптмч. всеобщ­ность. Теоретики «Н.» отрицают общезначимость марк­систской диалектики, сводя ее содержание только к об­ществу. С позиций, близких к вульгарному социологиз­му, общеметодология. категории и логика редуцируются ими к исторически и классово обусловленным социаль-но-экономич. явлениям и интересам, вся совр. наука оце­нивается как воплощение духа капитализма, утончённое орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека. Та­ков, согласно концепции франкфуртской школы «Н.», историч. результат усиленного внедрения инструмен­тальной рациональности науки, преуспевшей в уста­новлении господства человека над природой, во все сферы социальной и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободит. импульсы науч. созна­ния превратились во всепровикающую идеологию гос­подства человека над человеком.

Обычно «Н.» обвиняет «сов. марксизм» в сциентист-ско-позитивистском ревизионизме. «Н.» вульгаризи­рует практич. революц. направленность марксистской обществ. науки, склонен к отрицанию всякого объек-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: